Анна Щекина
Проектная деятельность старших дошкольников «Мой дом у Полярного круга»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДС КВ «Лада»
Совершенствование творческих способностей и развитие мыслительных действий у детей старшего возраста в процессе проектной деятельности на тему : «Мой дом у Полярного круга»
Воспитатель:
Щекина Анна Яковлевна
г. Новый Уренгой, 2013
Вы на карту посмотрите
И ЯМАЛ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живем
И. Истомин
Публикация «Проектная деятельность старших дошкольников „Мой дом у Полярного круга“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Дом, дома. Проекты
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные севера. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет собой огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.
Нам бы хотелось больше рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал, ведь национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Изучение традиций быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание.
Всем известно, что развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, развиваются внимание, сенсорные процессы, способы поведения, коммуникационные и, конечно, творческие способности. Ведь достижение дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешность его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеет специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка и, конечно же, конструирование.
Поэтому совершенствование творческих способностей и развитие мыслительных действий у ребёнка посредством приобщения его к национальной культуре коренного населения Ямала, становится актуальной для многих педагогов. Следуя из этого, у меня появилась идея создания творческого проекта «Мой дом у Полярного круга», которая ставит перед собой следующие задачи:
- Определить основные направления в работе;
-Способствовать совершенствованию у детей творческих способностей и мышления через приобщение его к национальной культуре коренного населения Ямала;
- Пополнить знания детей о городе, в котором мы живем;
- Побудить в детях чувства любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
- Воспитывать уважение к культуре;
- Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Данный проект позволит развить в ребенке творческие способности, воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И НАЗЫВАТЬ:
- Место работы родителей, значимость их труда, испытывают гордость и уважение к труду взрослых;
- Место проживания: город, столицу своей Родины. Дети знают флаг, герб города Новый Уренгой;
- Называть представителей других национальностей, населяющий город;
- Уметь любоваться природой и бережно относиться к ней;
- Знать национальные игры, с удовольствием в них играть;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Задачами детей на первом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Поэтому мною разработан и проведен ряд циклических занятий и бесед с детьми:
- Беседа «Как живут и чем занимаются люди на севере»;
- Составление папки «Загадки, сказки, пословицы, легенды, мифы народов Севера»;
- Беседа с детьми «Наш город Новый Уренгой»;
- Знакомство с играми народов Севера «Прыжки через нарты», «Доброе утро охотник», «Охотничий мяч».
- Беседа «Как сохранить природу Севера»;
- Чтение селькупской сказки «Семь островов на Енисее»;
На втором этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы, где и происходит распределение ролей в продуктивной деятельности (например, кто-то из детей рисует орнамент, кто-то его вырезает, кто-то наклеивает узор на заготовку и т. д.).
На этом этапе дети:
- Составляли альбом «Люблю тебя, горжусь тобой мой город Новый Уренгой»;
- Украшали заготовки ненецкого головного убора;
- Проведено коллективное рисование «Раскрась орнамент» (коллаж);
На третьем этапе проектной работы педагог по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей в этот момент происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков, совершенствование творческих способностей и мыслительных действий.
На этом этапе проведено:
- Составление папки «Игры народов Севера»;
- Составление альбома «Орнаменты народов Севера»;
- Оформление выставки «Ямал глазами детей»;
- Оздоровительный досуг «Чукотская сказка с элементами драматизации игр народов Севера»;
И наконец, самый масштабный выход:
- Составление макета «Край Северный»;
Наряду с работой с детьми была проведена и работа с родителями:
- Консультации по патриотическому воспитанию «Растим граждан», «Мы любим свой город»;
- Привлечение родителей к созданию развивающей среды «Изготовление альбомов, Куклы в национальном костюме, Изготовление модуля «Мой дом у полярного круга»»;
- Создание для родителей информационного стенда «Знакомство с играми народов севера»;
- Участие родителей в оздоровительном досуге.
Подводя итоги, можно отметить, что проектный метод по ознакомлению с родным краем, позволяет развивать у детей старшего дошкольного возраста мыслительные действия и совершенствовать творческие способности. Воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, жить в мире и согласии со всеми народами. Благодаря данному проекту у детей, части родителей, появилась возможность раскрыть свои творческие и организаторские способности. Проект позволил создать условия для роста активности и инициативы дошкольников и их родителей. Проектная деятельность способствовала объединению детей, имеющих конкретные цели.
ИЗВЕСТНА ИСТИНА: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории города. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, появится позднее, станет его и нашей жизнью.
В процессе работы по ознакомлению детей с родным городом, нужно вызвать чувство восхищения своим городом, восторга и гордости. Материал подбирается доступный детям дошкольного возраста. Этот процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая проходит вне занятий.
Представленный материал помогает нам интересно и творчески решать трудную и благородную задачу- Воспитание юного патриота России.