Людмила Сальникова
Методическая рекомендация для родителей «Музыкальное воспитание детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальное воспитание детей в семье»
У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, как правило, хорошо учатся в школе.
Публикация «Методическая рекомендация для родителей „Музыкальное воспитание детей в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Многие дети очень эмоциональны. Они испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении своих чувств. Тот, кто близко наблюдал жизнь маленьких детей, знает, с какой охотой они поют, танцуют, как любят слушать музыку, сказки, рассказы, как увлекает их рисование.
Интерес к музыке и музыкальные способности проявляются у детей по-разному. Многие на них охотно слушают музыку и поют, другие к музыке как бы равнодушны. Иногда считают, что такие дети от природы не музыкальны, у них «нет слуха» и развивать его бесполезно. Такая точка зрения не верна. У каждого ребенка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается и жизненной практикой и наукой.
Приобщать ребенка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста. Причем самыми различными способами: петь ему песни, смотреть детские музыкальные телепередачи. Если есть возможность, водить на концерты.
Необычен детский мир! Мир действительности и мир фантазии ребенка почти равнозначны. Как важно, чтобы взрослые помогали детям реально воспринимать действительность и в то же время не разрушали их чудесный, вымышленный мир!
Мальчик спрашивает у матери: «А Бабы Яги правда нет на свете?» Мать отвечает: «Баба Яга бывает только в сказке да на картинке» - «Ах, - восклицает ребенок, - -значит, она есть, потому что она может слезть с картинки!»
Семья – это маленький коллектив, в котором дети не должны чувствовать себя обособленными. Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил о том, что в коллективе очень важно душевное равновесие: «Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности». Время. Проведенное родителями вместе с детьми, совместные развлечения способствуют созданию дружеской атмосферы между ними. Основная цель развлечения – обогатить ребенка новыми впечатлениями, переживаниями, позабавить его.
Художественные развлечения для малышей очень многообразны. В одном случае дети являются зрителями, слушателями, в другом – активными участниками и организаторами. Ведь формы развлечений очень разнообразны: кино, телевидение, кукольные представления, инсценировки, самодеятельность.
Сильное эмоциональное воздействие на ребенка оказывают театр, кино, цирковые представления. Чарующее впечатления производит на детей смешение вымышленного и действительного. Посетить с родителями театр или кино для детей большой праздник. Если вы перескажите ребенку содержание представления, ему будет приятно увидеть знакомых, любимых героев. Он правильно поймет происходящее, не испугается каких-либо неожиданностей.
Получив новые впечатления после театрального представления, дети делятся ими со своими родителями, друзьями, лепят и рисуют персонажей спектакля и играют в «театр», разыгрывают сценки. При просмотре спектакля ребенок не принимает активного участия в действии, он является лишь зрителем. Дома же можно устраивать представления, в которых ребенок участвует как исполнитель.
Малыши любят различные переодевания (надевают мамину шубу, бабушкин платок – и вот они уже не маленькие дети, а мама или бабушка)
Для того чтобы представление было увлекательным, нужно войти в роль, сумев перевоплотиться, сохраняя сознание, что это только игра. Уже младшие дошкольники стремятся создать конкретный образ интонацией, мимикой, жестом, передать характерные движения персонажей (старушка идет медленно, сгорбившись, зайчик прыгает, медведь неуклюже переваливается с ноги на ногу). Но только позже, примерно к пяти годам, дети могут передавать различное состояние действующего лица (девочка веселая, грустная). Выбрав сценку для показа и прочитав ее детям, распределив роли, основное внимание нужно направить на отработку характерных для каждого действующего лица движений, интонаций, мимике, жестов. В этом смысле представляется полезной статья Л. С. Фурминой, в которой разработаны творческие задания, помогающие детям в развитии речевой интонационной выразительности, в усвоении способов пластической выразительности сценического образа.
Не обязательно делать полный костюм для такого представления – бывает вполне достаточно и некоторых деталей костюма, чтобы создать определенный образ (лохматая шуба на плечах может дать сходство с собакой, волком). Детали костюмов космонавта, летчика, моряка, милиционера продаются в магазине игрушек.
Несложные декорации можно выполнить (дерево, вырезанное из картона и разрисованное) или можно использовать обстановку комнаты, природное окружение, если спектакль предполагается устроить на воздухе.
Участие детей в спектаклях способствует развитию их воображения, памяти. Они стараются лучше запомнить сказку или пьесу, речь ребенка становится выразительнее, образнее, развиваются его творческие способности актера, музыканта, художника.
Интерес к просмотренному фильму следует поддерживать у детей, поощряя пересказ его содержания. Это обогащает речь ребенка, развивает образное мышление. Характерно, что после просмотра диафильма, как и после просмотра спектакля, кино, дети не только пересказывают сюжет, но и рисуют эпизоды, лепят. В этом сказывается сила воздействия зрительного образа и выразительного слова. Дети часто играют в игры, в основе которых лежит содержание просмотренного фильма. Надо поощрять такие игры, по мере возможности помогать их развитию, тактично подсказывая забытые сценки, помогая подобрать необходимые атрибуты.
Одной из разновидностей художественных развлечений можно считать чтение, рассматривание книжек-игрушек. В последнее время они часто появляются на книжных прилавках («Курочка ряба», «Принцесса на горошине», «Где обедал воробей», автор – художник-конструктор Л. Майорова). Книжки выполнены так, что каждая страница представляет собой как бы панораму или сценку, имеющую несколько планов, на которой происходит действие. Тут есть и декорации, и актеры – плоские картонные фигурки. Иногда эти фигурки подвижные («Принцесса на горошине»). Под каждой сценкой, на каждом листе напечатан соответствующий текст. Чтение такой книги доставляет детям огромное удовольствие.
В детских садах ведется большая подготовка ребят к празднику – в доступной форме рассказывается о предстоящем торжестве, проводятся экскурсии. Дети учат стихи, разучивают песни, танцы к праздничному утреннику, принимают активное участие в подготовке деталей костюмов, декораций, участвуют в оформлении зала. Однако остается широкое поле деятельности и для воспитательной роли родителей, особенно если принять во внимание то обстоятельство, что праздничные дни проводят всегда дома, а не в детском саду. Поинтересуйтесь у воспитателя, музыкального руководителя, как именно идет подготовка к празднику, о чем они беседовали с детьми, какой репертуар готовят к утреннику, какие экскурсии совершили. И в зависимости от того, какая работа была проведена в детском саду, продумайте, чем вы можете дополнить знания ребенка о празднике.
Пожалуй, самую большую радость доставляет ребенку новогодний праздник. Нарядная душистая елка уже создает праздничное настроение. Ожидание подарков, приход Деда Мороза, игры и развлечения у елки – все это радует ребенка, приводит в восторг.
Каждая семья совершает прогулки, экскурсии за город, в лес, в поле, к реке или морю, где есть возможность устроить веселый пикник для ребят. Когда дети вместе с родителями отдыхают в деревне или на даче, то отмечая день рождение ребенка или какой-либо другой праздник, можно провести день в лесу, устроить там представление – пригласить зайчика, ежика, белочку, которых будут изображать дети, или бабушку-сказочницу – переодетого взрослого. Они расскажут детям сказку, поиграют с ними, поводят хоровод, споют песни. Очень хорошо для хороводных игр народные песни («Во поле березка стояла», «Земелюшка-чернозем», «Со вьюном я хожу», «Ворон» и другие). Если предполагается дарить подарки, то для детей будет занимательно находить их в самых необычных местах – на пне, на дереве, под кустом. Вечером взрослые разводят костер и устраивают угощение для гостей. Домой все возвращаются с цветами (можно устроить конкурс на лучший букет, воротник из листьев, венок). Квартира украшается гирляндами из цветов и листьев, сплетенных в лесу.
В лесу можно найти много удивительного и интересного. Кого не удивляли своей причудливой формой корни и ветки деревьев! Художники находят среди них интересные материалы для своих скульптур из корней. Не трудно и детей научить мастерить забавные фигурки их них. Интересные игрушки-самоделки получаются из желудей. Орехов, шишек, перьев птиц, из овощей.
Все эти художественные развлечения принесут ребенку радость, но пусть это удовольствие будет как можно ближе к настоящему искусству. Успех будет зависеть и от вашего педагогического такта. Не стоит надоедать ребенку задуманными вами развлечениями, особенно когда ему хочется заняться чем-либо другим. Не стоит забывать, что основное назначение развлечений – доставить ребенку удовольствие, повеселить его.