Елена Завадская
Методическая разработка «Заучивание стихов наизусть»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно сказать, что важнее в процессе заучивания стихов наизусть : выбор стихотворения или ход работы над его запоминанием-настолько они взаимосвязаны. Неправильно выбранное произведение, смысл которого непонятен детям, приведёт к механическому запоминанию текста, а в будущем-к постепенному осознанию ребёнком бессмысленности процесса заучивания и неприятию его.
Публикация «Методическая разработка „Заучивание стихов наизусть“» размещена в разделах
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Заучивание стихов в раннем возрасте очень часто происходит спонтанно, при косвенном участии взрослого в этом процессе: стихи запоминаются при многократном чтении текста. Сначала малыш повторяет за взрослым рифмующиеся слова, а затем и строчки целиком. Практика показывает, что к концу 3-го года жизни при правильно организованной взрослыми работе дети не только много стихов знают, но и с удовольствием скандируют их. Важно знать, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть. Мы выбирали стихи для заучивания с учё том следующих требований:
- Заучивание наизусть в раннем возрасте применимо только к небольшим стихотворениям-1-2 строфы;
- Отчётливость и ясность смысла и каждого слова в стихотворении;
- Содержание стихотворения должно быть интересным малышу по тематике и мироощущению;
- Для заучивания лучше выбрать динамичное произведение: описание, затянутость действия плохо воспринимается детьми;
- Лучше всего дети чувствуют стихи с парной, то есть с близко стоящей или перекрёстной рифмой. Запомнив рифму, они легко восстанавливают всю стихотворную строчку.
Парная рифмовка:
Ох, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык
Опрокинул грузовик.
Перекрё стная рифмовка:
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
Прежде чем учить стихотворение наизусть вместе с детьми, мы его выразительно читали, давая детям почувствовать красоту стиха, напевность, игру звуков; представить выразительные образы.
С маленькими детьми лучше учить стихи-диалоги, обращая особое внимание на интонацию.
Практика показывает, что очень быстро запоминаются детям стихи, которые имеют применение в их жизни: это фольклорные и литературные песенки, потешки. Мы включали их в режимные моменты.
В последнее время используется методика по обучению детей рассказывать стихи руками. Мы широко использовали эту методику, так как движения помогают детям легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, ведь в работу в данном случае включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы. Мы замечали, что при таком заучивании у детей возникает весёлая эмоциональная реакция. Однако этот приём не следует использовать постоянно, а только при заучивании стихотворения, удобного с точки зрения применения жестикуляции.
Используемая литература:
Демидова Л. Учим с малышом стихи-диалоги.
Нищеева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Чаханилидзе Т. Учим стихи по картинкам.