Алефиренко
Конспект занятия «Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Современные дети мало знают об обычаях своего народа, утеряны многие народные традиции. Утеряно и истинное назначение кукол. В последнее время люди озадачились вопросом о возрождении традиций, изготовлении русских народных игрушек, а особенно - кукол, ведь именно они воспитывали ребенка, развивали его.
Цель: развить интерес к истории народного фольклора и творчества; воспитывать любовь к русской культуре и традициям.
Задачи:
• дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
Публикация «Конспект занятия „Тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Темочки
• познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
• научить изготавливать тряпичную куклу;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
• формировать эстетический вкус;
• развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол, ткань, нитки, ножницы, толковый словарь.
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное.
Виды внеурочной деятельности: познавательная.
Форма проведения внеурочной деятельности: беседа, практическая работа.
Универсальные учебные действия:
• личностные;
• регулятивные;
• познавательные;
• коммуникативные.
Ожидаемые результаты:
должны иметь представление:
• о значении тряпичной куклы на Руси.
должны знать:
• историю происхождения тряпичной куклы.
должны уметь:
• изготавливать тряпичную куклу;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Ход занятия
Беседа.
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящено занятие в нашей творческой мастерской? О чём мы будем говорить? (о куклах)
- Вы правы. Речь пойдёт о куклах, но не о простых куклах, а о куклах-оберегах!
- А что такое кукла) Что такое оберег)
В толковом словаре найдите значение этих слов. (работа в группах)
КУКЛА
1. Детская игрушка в виде фигурки человека.
2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)
3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
ОБЕРЕГ
Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь.
- Итак, тема нашего занятия «КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ». - Вы любите играть в куклы? Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
- Как вы думаете, из чего делали кукол в Древней Руси) Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки. - На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Испокон веков деревенские бабушки мастерили кукол, чтобы ребёнок не скучал и не плакал, пока работает мать. В поле - из соломы, травы, в доме - из кусочка ткани, из подручного материала мастерили куклу. Кукла почиталась с глубокой древности и до наших дней.
Самой распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Кукла сопровождала ребёнка с самого раннего детства. Делалась кукла из старых вещей матери без использования ножниц и иголки. Для того чтобы жизнь ребёнка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы «согреть» колыбельку в неё клали куклу. А после рождения ребёнка кукла висела над колыбелью и охраняла малыша от порчи. Когда ребёнок подрастал, он играл с куклой.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них ребёнок учился вести хозяйство, приобретал образ семьи. Кукла была символом продолжения рода, семейного очага. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти.
Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.
Все народные куклы делились на три группы:
Куклы-обереги;
Обрядовые куклы;
Игровые куклы.
Практическая работа
- Сегодня я предлагаю изготовить куклу-кувадку (показ куклы). Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
в народе говорят «Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.
Кувадка – это кукла-оберег. Обереги были только на Руси. Обереги наносили абсолютно на все вещи - посуда, одежда, оружие, мебель, рабочие инструменты, даже дом и ворота превращали в оберег. Кувадка – куколка для магического обряда «кувады». Обряд производился мужчиной, который обязательно присутствовал на родах жены и отгонял нечистую силу. Считалось, что в эти куклы вселялись злые духи, которых выгонял мужчина. После родов кукол сжигали. Спустя годы обряд забыли, а куклу стали вешать над колыбелью младенца после крещения, чтобы она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку. Мягкие и безопасные для ребенка, кувадки часто становятся любимой игрушкой.
1. Подготовка к выполнению работы.
Рассмотрите куколок. Из какого материала они сделаны? (Куклы сделаны из кусочков яркой ткани и ниток).
- Сколько лоскутков ткани нам потребуется для изготовления куклы? (Нам нужно два лоскутка.)
- Рассмотрите лоскутки. Какую форму они имеют? (Это прямоугольники.)
- Как вы думаете, для чего нам нужен большой прямоугольник? (Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье.)
- А для чего нам нужен маленький прямоугольник? (Из маленького прямоугольника сделаем руки.)
- Для чего нам нужны нитки? (С помощью ниток соединим руки с туловищем.)
- А сейчас подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Ах, вы куклы замарашки,
(Грозят указательным пальчиком)
Где испачкали рубашки?
(Разводят руки в стороны, ладони открыты)
И чулочки, и носочки.
(Выставляют вперед левую, затем правую ногу)
Как же вам не стыдно, дочки?
(Грозят пальчиком)
Снова целый день стирать,
(Трут кулачок о кулачок)
Даже некогда играть!
(Разжимают, сжимают пальцы)
2. Основная часть.
1 этап. Положите перед собой большой лоскуток ткани. Скручиваем лоскуток к середине подлинным сторонам.
2 этап. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягивает лоскут несколькими витками нитки. Отрезаем нитку, оставив небольшие кончики. Концы нити завязываем тугим узлом.
3 этап. Берем маленький лоскуток ткани. Также скручиваем его. Нитью стягиваем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Это будут руки нашей куклы.
4 этап. Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке. Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Крест - знак жизни и плодородия. Завяжите двойной узелок. Кувадка готова.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Расскажите, что вы запомнили из рассказа о кукле? (Кукла называется Кувадка. Это кукла - оберег. Эта кукла участвовала в обряде кувады. Кукла помогала отгонять злых духов во время рождения ребенка. Ее вешали над колыбелькой малыша.)
- Что такое «оберег»? (Оберег - это предмет, оберегающий, охраняющий,
оберегающий от различных бедствий, хворей.)
- Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя. Если хотите кому-то подарить, то сделайте дома еще куколки вместе с родителями.