Пилтакян Татьяна
Консультация «Взаимодействие ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 ст. Владимирской
Методическая разработка
«Взаимодействие ДОУ с родителями»
Автор: воспитатель
Пилтакян Татьяна Николаевна
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…. …. ….3
Методические рекомендации для педагогов…. ….4
Методические материалы…. …. 8
Заключение…. 12
Публикация «Консультация „Взаимодействие ДОУ с родителями“» размещена в разделах
«Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней»
Алла Спиваковская
Взаимодействие педагогов с родителями – это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются вопросы воспитания детей. Взаимодействие детского сада и семьи рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного решения педагогических проблем в области развития, воспитания и обучения детей.
Актуальность содержания методической разработки обусловлена необходимостью объединения усилий субъектов образовательного процесса для совместного решения педагогических проблем в области развития, воспитания и обучения детей.
Таким образом, цель методической разработки: повышение психологопедагогической культуры родителей, вовлечение их в воспитательнообразовательный процесс.
Задачи:
ознакомление родителей с методикой и содержанием учебнообразовательного процесса, организуемого в ДОО;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, -помощь отдельным семьям в воспитании детей.
Ожидаемый результат:
1. Сотрудничество педагогов и родителей воспитанников;
2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
3. Объединение усилий субъектов для совместного решения педагогических проблем в области развития, воспитания и обучения детей.
Методические рекомендации педагогам
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями и семьями детей. От взаимных установок семьи и детского сада зависит успех сотрудничества. То есть, отношения между родителями и педагогами складываются более эффективно, если все понимают потребность целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Взаимодействие педагогов с родителями должно строиться на следующих принципах, которые помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями недопустимы требовательный тон, категоричность. Воспитатель общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом (ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие).
2. Индивидуальный подход
Этот подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями, так как, общаясь с родителями воспитатель, должен чувствовать настроение родителей и ситуацию. Здесь очень важно педагогическое и человеческое умение воспитателя во взаимодействии с родителями, продумать и спланировать, как помочь ребенку трудной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество
В настоящее время родители осведомленные и грамотные, хорошо знающие, как воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и пропаганда педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Наиболее эффективным будет создание атмосферы поддержки и взаимопомощи семье в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДО в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность
Дошкольная образовательная организация должна находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, представлять собой мобильную систему. В зависимости от этого должны меняться направления и формы работы ДОО с семьей.
5. Открытость
У каждого родителя есть возможность видеть и знать, как развивается и живет его ребенок.
Установление личного контакта педагога с родителем является важным для предупреждения возникновения проблемных ситуаций. Важно на ежедневной основе уведомлять родителей о том, каких успехов достиг, как ребенок провел день, чему научился. Использование разных форм работы с родителями детей дошкольного возраста даст положительный результат, если изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, родители станут активными участниками деятельности ДОУ и незаменимыми помощниками для педагогов. Сотрудникам ДОУ всей своей деятельностью необходимо доказывать родителям, что их включение в педагогическую работу, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Проанализировав работы, посвященные проблемам взаимодействия детского сада и семьи, можно сделать вывод, что взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения, тот компонент общения, он фиксирует как обмен информацией, так и организацию совместных действий.
Целью взаимодействия педагогов ДОО с родителями должно стать повышение психолого-педагогической культуры родителей, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.
Методические материалы
для педагогов
Мероприятие по теме «О здоровье всерьез» Форма проведения: собрание-студия.
Цель: обеспечение взаимодействия и единых требований детского сада и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1. Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в группе и детском саду.
2. Вместе с родителями определить наиболее эффективные методы и приемы укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни. 3. Способствовать осознанному пониманию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.
Участники: воспитатели, родители, фельдшер.
Предварительная работа: изготовить приглашения вместе с детьми, провести анкетирование родителей, приготовить памятки «5 причин болезней ребенка», «Как предупредить несчастный случай», записать на видео ответы детей.
Ход собрания:
1. Приветствие.
Родители встают в круг. Звучит спокойная музыка. Упражнение на установление положительного эмоционального контакта «чем порадовал на это неделе ваш ребенок».
Упражнение на снятие нервно-психического напряжения «Пожми руку соседа справа».
Родители присаживаются.
2. Введение в тему.
Выступление фельдшера: статистика заболеваемости детей, формы закаливания, режим проветривания, соответствие одежды детей температурному режиму, сменная одежда в шкафчиках.
3. Обсуждение анкет «О здоровье всерьез», заполненных родителями. Воспитатель: как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы дети росли и входили в большую жизнь не только образованными, но и здоровыми. Давайте поговорим о закаливании и профилактике заболеваний.
Мне бы хотелось обсудить ваши анкеты. Из ваших ответов, мне стало понятно, что вы пользуетесь следующими видами закаливания: бассейн, не укутываете ребенка, ходите с ребенком босиком, обливаетесь холодной водой. Предлагаю родителя поделиться опытом по проведению закаливающих процедур.
(Ответы родителей).
Воспитатель: хотелось бы добавить к вашим анкетам «минимум» закаливания, который обязательно должен входить – не использовать перегревающую одежду, использовать воздушные и водные процедуры.
4. Работа с памятками.
Воспитатель: познакомьтесь, пожалуйста, с памяткой «Как предупредить несчастный случай?».На какие правила вы обратили особое внимание?
(ответы родителей).
Какие методы наиболее эффективны в предупреждении травматизма?
(ответы родителей)
Какие у вас будут дополнения?
(ответы родителей)
5. Экзамен для родителей.
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру «Ромашка». Вы отрываете лепесток от ромашки и отвечаете на вопрос.
6. Ритуал прощания.
Рефлексия: упражнение-прощание «Я понял сегодня» (клубок с нитками).
Ознакомление родителей с памяткой «Наказывая, подумай: зачем?» Семь правил для всех (Владимир Леви.)
Практическая часть встречи «Мастер- класс: коробочка для сюрпризов своими руками».
Подарки детей родителям (рисунки «Моя дружная семья»)
Итог собрания.
Мероприятие по теме «Я и моя семья».
Форма проведения: детско-родительский проект.
Цель: привнесение в сознание родителей идеи развития детскородительских отношений, понимание потребностей и интересов ребёнка и своих родительских обязанностей.
Задачи:
1. Формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта.
2. Формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
3. Расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми.
4. Изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. 5. Обеспечение пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.
В проекте представлена примерная совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?»
4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
5. Выставка рисунков и фотографий «Моя семья».
6. Сюжетно - ролевая игра «Семья»,
Родительское собрание
Презентация проекта «Моя семья» Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства любви к членам семьи, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Родители : повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Мероприятие по теме «Встреча с интересными людьми».
Форма проведения: дискуссия, тематические недели.
Цель: повышение родительского авторитета, укрепление детскородительских отношений, укрепление позитивного отношения родителей к детскому саду.
Задачи:
1. Обогатить представления детей об окружающем мире.
2. Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность.
3. Демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека; 4. Обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми.
5. Привлечение родителей к взаимодействию с ДОУ, к пониманию педагогических принципов.
Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми» :
1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.
4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:
профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;
домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т. п;
труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т. п.
хобби и увлечения (труд для души) : ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т. п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.
Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со средней группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе. Необходимо советовать родителям, что принести на мероприятие, давать перечень детских вопросов. Подсказывать, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить.
Такие встречи повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы.
Мероприятие по теме «Только вместе мы большая сила!».
Форма проведения: день открытых дверей.
Цель: создание условий для успешного взаимодействия педагогов детского сада и родителей.
Задачи:
1. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность учреждения.
2. Воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия.
3. Оказание помощи современной семье в деле воспитания и обучения детей.
4. Сплочение педагогов, детей и их родителей.
Мероприятие по теме «Папа, мама, я – спортивная семья».
Форма проведения: спортивный праздник.
Цель: обучение коллективному взаимодействию детей и родителей, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1. Воспитание у детей и родителей положительных эмоций от совместного мероприятия.
2. Укрепление здоровья детей и их родителей.
3. Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
Но неважно, кто станет победителем в нашем, скорее шуточном состязании, главное, чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника, атмосферу Конкурс «Папамамабиль»
Ребенок с обручем оббегает стойку, возвращается, к нему присоединяется мама, а затем папа. Чья команда быстрее соберется на финише.
Эстафета «Картошка»
Посмотрим как наши семьи умеют дружно сажать и убирать урожай. На против каждой команды раскладываются маленькие кольца. Папа бежит раскладывает в кольцо по 1 мешочку, возвращается, в игру вступает мама, она собирает «картошку» в ведерко, оставляет его и передает эстафету ребенку, который приносит урожай в команду. Команды должны как можно быстрее и правильнее выполнить задание.
Семейная эстафета
«Ребенок играет» на большом мяче прыгает до ориентира и обратно; «Мама убирает» с помощью веника прокатывает мяч до ориентира и обратно;
«Папа играет в хоккей» клюшкой (гимнастической палкой) вести шайбу (мяч)
Конкурс для пап «Ночные снайперы»
Это очень редкий вид спорта. Про него мало кто что знает. Так как вид спорта называется «Ночные снайперы», одно известно точно: соревнования эти должны проходить ночью. Поэтому участникам мы завяжем глаза.
Папы, с завязанными глазами, с гимнастической палкой в руке, продвигаются вперед, в поисках клада. Клад находится под кастрюлей в центре круга. Побеждает та команда, чей папа первым ударит по кастрюле. (Предварительно на линии старта папа, вращается вокруг себя, пока все считают до пяти).
Пауза (композиция «Делай селфи»)
Задание «Угадай что это?»
Следующий конкурс, выявит умение наших семей, понимать друг друга без слов.
Ведущий раздает одному из участников название вида спорта, участник должен без слов показать этот вид спорта, а остальная команда угадать. (Команда сама выбирает, кто будет показывать, а кто угадывать) (баскетбол, футбол, фигурное катание, волейбол, хоккей, настольный теннис, лыжи, лёгкая атлетика, гимнастика).
Спортик:
Спасибо Вам, и до свиданья!
До новых встреч в спортзале этом (на площадке этой).
Соединяйте спорт и знанья,
И душу грейте добрым светом.
Прощание со Спортиком.
Ведущий:
Всем спасибо за внимание, За задор и звонкий смех.
Мероприятие по теме «Путешествие в мир «Пальчиковых бассейнов»
Цель: Формирование эмоционально-доверительных взаимоотношений, детско-взрослого сообщества, развитие социального партнерства.
Задачи:
способствовать сплочению детей и родителей,
развивать способность работать сообща,
сформировать эмоциональный контакт с родителями;
упражнять в использовании нетрадиционного материала;
Оборудование: бассейны с горохом, фасолью, манкой, камнями, орехами, крышками, обрывки журналов и газет; контейнеры с бусинами, пуговицами, ракушками, камнями, геометрическими фигурами, животными; бутылки разных размеров, палочки. Форма проведения: игра-путешествие Ход мероприятия:
Добрый день дорогие дети и уважаемые взрослые. Я рада приветствовать вас на нашем семейном мероприятии. Давайте возьмемся за руки и дружно поприветствуем друг друга. С добрым днем, с добрым светом, с добрым словом и приветом.
Праздник наш посвящен тому, что объединяет нас друг с другом – это семья. А что такое семья? (ответы детей). Да семья, это близкие люди сплоченные чувствами, интересами и отношением к жизни. У каждого из нас, есть свой дом, где нас ждут, любят и за все прощают. У каждой семьи есть свои традиции, свои обычаи. А что сплочает дружную семью? (ответы детей).
Давайте мы с вами все вместе сегодня поиграем.
(Родители вместе с детьми входят в группу, воспитатель обращает их внимание на столы, на которых стоят сухие пальчиковые бассейны, один пустой).
Воспитатель: Посмотрите. Я сегодня хотела пригласить вас в путешествие по необычной стране "Пальчиковых бассейнов". Приготовила для вас вагоны-бассейны, но вот один вагон- бассейн я так и не смогла ни чем наполнить, может быть, вы мне поможете? (Ответы)
Как вы думаете, а чем его можно наполнить? (Ответы)
Тогда принимайтесь за работу. (Родители, вместе с детьми рвут на мелкие кусочки, лежащие рядом журналы и газеты).
Спасибо Вам. Вот у нас с вами все готово.
А теперь давайте все вместе отправимся в путешествие!
Рассаживайтесь на места и наш поезд отправляется. А чтобы нам было весело ехать давайте споем любимую песню "Голубой вагон".
Первая станция «Поэтическая»
Сейчас дети будут читать вам стихи, и показывать движения, а вы уважаемые родители повторяйте за ними.
Пальцы играют
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать.
Вторая станция «Загадочная»
Родители в бассейне прячут игрушку и дают словесную схему детям, где и что искать. Ребенок, когда найдет, то производит описательный рассказ игрушки. Пример: Игрушка спрятана на дне бассейна в левом верхнем углу. Ребенок: Я нашел мяч: он круглый, маленький, гладкий, сделанный из резины и т. д.
Третья станция «Художественная»
Дети загадывают родителям загадки, а родители на крупе рисуют отгадку.
Четвертая станция «Соревновательная»
На столе стоит бассейн с крупой и разные емкости. Задание: наполните емкости руками или при помощи ложек. Побеждает та команда, которая быстрее заполнить все емкости.
Пятая станция «Фантазийная»
Задание: используя раздаточный материал, создайте вместе с ребенком свою маленькую страну и сочините про нее небольшой рассказ.
Конечная станция «Вопросительная»
На этой станции уважаемые родители вам предстоит рассказать, что нового вы для себя узнали? Понравилось ли вам играть вместе со своим ребенком? Будете ли вы использовать пальчиковые бассейны дома? Ваши предложения?
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И мне бы хотелось, всем вам пожелать, играйте больше вместе со своими детьми, это даст вам возможность не только к развитию ребенка, но и укрепит ваши дружеские отношения и поможет вам лучше слышать и понимать вашего ребенка.
Заключение
Подводя итог, хотелось бы сказать: «Лучший комплимент родителям — похвала успехов их ребенка». Помните, что главная цель взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Именно установка на сотрудничество является конструктивной.
При всяком удобном случае демонстрируйте родителям симпатию к их ребенку и живой интерес к его проблемам. Любую строгость вам простят, если убедятся, что она основана на доброжелательном отношении.
Если чувствуете, что назревает конфликтная ситуация, наносите "опережающий удар". Связывайтесь с родителями, выражайте озабоченность и заинтересованность судьбой их ребенка; предлагайте варианты выхода из ситуации - но обязательно давайте возможность проявить встречную инициативу, сделать выбор. Пусть родители станут вашими союзниками.
Не позволяйте родителям обвинять вас во всех сложностях, которые возникают у ребёнка. Признайте свою ошибку, если вы ее допустили, но не берите на себя ответственность за чужие проступки. Продемонстрируйте родителям готовность содействовать им в решении проблем. При возникновении сложностей в обучении или поведении не обвиняйте в этом только ребенка и родителей. В любом конфликте виноваты обе стороны.