татьяна дубовицкая
Тематический вечер «При солнышке тепло, при матери — добро»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический вечер
ГКОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Методическая разработка
по взаимодействию с семьями обучающихся детей с ОВЗ
ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО
Совместный тематический вечер, посвященный
Дню матери
Целевая группа:
родители и обучающиеся среднего звена школы
Разработал
социальный педагог
Дубовицкая Т. Н.
с. Барское Городище 2020
2
Содержание.
1. Введение…3
Актуальность темы.
Публикация «Тематический вечер „При солнышке тепло, при матери — добро“» размещена в разделах
Цель и задачи мероприятия.
Подготовка занятия.
2. Основная часть….5
Сценарий мероприятия…. 10
3. Заключение…. 10
4. Список литературы….11
3
Введение.
Аннотация.
Родной дом…
Семейный уют…
Любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь – вот залог счастливой семейной жизни. В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и очень часто, к сожалению, – это дети из неблагополучных семей. В таких семьях родители не уделяют детям должного внимания, не дают им должного воспитания, а ведь излишне говорить, как согревают сердца и как много вмещают в себя понятия семьи и семейного уюта.
Семья должна быть самым родным, радостным и незыблемым миром для каждого человека. Дети не всегда остаются детьми, они вырастают, создают свои семьи, в которых тоже появляются дети. А как правильно воспитать ребенка, если ты сам не получил должного воспитания в своей семье? Задача взрослых – подготовить детей к будущей жизни во взрослом мире, научить их любить, понимать, ценить человеческие отношения.
В этом плане данную методическую разработку я считаю особенно актуальной, поскольку она помогает сблизиться детям и родителям (в данном конкретном случае речь идет о мамах и детях, в ней рассматривается проблема ответственности за свои поступки. Участники мероприятия получают возможность задуматься о семейных ценностях, могут вспомнить и вновь «примерить на себя» ситуацию, которая возникала в семье, и, возможно, переоценить свои ценности в жизни. Мероприятие учит любить и уважать друг друга в семье, дорожить семьей.
Данная методическая разработка может быть полезна всем педагогам, которые заинтересованы в повышении эффективности воспитательного процесса и, в частности, в укреплении внутрисемейных связей обучающихся и их родителей. Это мероприятие можно использовать классным руководителям во внеурочной воспитательной работе. Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен в воспитательной работе и педагогам-организаторам, и социальным педагогам, и педагогам-психологам.
4
Цель мероприятия:
- способствовать укреплению семейных связей
Задачи:
Образовательная:
- выявить представления детей и родителей о составляющих счастливой и крепкой семьи
Коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление детей через выполнение индивидуальных творческих заданий, развивать умение выражать свои мысли и чувства, монологическую речь;
- корригировать родительские установки в восприятии и воспитании своего ребенка, помочь в понимании и принятии индивидуальных особенностей ребенка.
Воспитывающая:
- воспитывать любовь и уважение к своим родителям, стремление приносить им радость, укрепить у родителей еру в сои силы и помочь им путем передачи определенных навыков в практическом воспитании детей.
Подготовка занятия:
- на столах находятся листы бумаги с нарисованными на них детской и взрослой ладошками, ручки;
- к занятию дети уже заранее написали мини-сочинения «Моя будущая семья» или используются мини-сочинения сверстников, написанные ранее;
- подготовлены магнитофонные (аудио) записи песен о маме (видеоролики, клипы);
- на стенах классной комнаты расположены репродукции картин о семье и семейном быте, пословицы и поговорки о семье.
Действующие лица и исполнители:
Ведущий (педагог);
Первоклассники (2-4 человека, для задания «Устами младенца»;
Учащиеся класса среднего звена школы (5-10 человек);
Родители обучающихся.
5
Сценарий мероприятия.
Педагог:
Здравствуйте, дорогие друзья - ребята, а также их родители!
Встречаемся мы с вами в канун замечательного праздника – дня матери. И, конечно, на сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о семье, о том, какой она должна быть, и что мы должны делать для того, чтобы семья стала дружной и крепкой.
Прошу вас сесть по кругу. Я не случайно выбрала такую форму общения – в кругу проще вести открытый разговор. Во-первых, это возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Во-вторых, круг издавна считался гарантией защищенности. Вспомните, как люди чертили круг, чтобы защититься от нечистой силы. Или круговая порука – когда все в ответе за одного и в трудную минуту помогают попавшему в беду. Таким образом, круг – это в некотором смысле гарантия вашей защищенности.
Но при этом, находясь в кругу, надо соблюдать определенные правила:
В кругу все равны, можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих;
Говорит один. Все слушают, не перебивая;
Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
Чтобы снять напряжение, или волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие (переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье перед бурей, дождь).
Начнем с меня. У меня на душе сейчас тихая безветренная погода. Кто следующий?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.
Педагог:
А сейчас я обращаюсь к ребятам. Как вы понимаете слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
ОТВЕТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ.
6
А вот следующее задание будет для наших мам. У нас в гостях передача «Устами младенца». Возможно, ваши мамы помнят такую интересную передачу, в которой маленькие дети своими детскими словами объясняли какое-нибудь понятие, какой-нибудь предмет или слово, а взрослые люди должны были отгадать, что имели в виду дети. Так вот, наша тема – семья. Что же возникает в воображении малышей, когда они слышат это слово.
1-й малыш:
«Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое – что хочешь… Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек – дедушка. Кто она?»
РОДИТЕЛИ ОТВЕЧАЮТ (БАБУШКА)
2-й малыш:
«Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь… Она тоже заботлива, не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя».
РОДИТЕЛИ ОТВЕЧАЮТ (МАМА)
3-й малыш:
«Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак… Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить»
РОДИТЕЛИ ОТВЕЧАЮТ (ПАПА)
4-й малыш:
«Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться… Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости… Это бывает плохое, когда не пускают гулять, когда уроки заставляют делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это?»
РОДИТЕЛИ ОТВЕЧАЮТ (НАСТРОЕНИЕ)
Педагог:
Дорогие друзья, а какая же у вас семья – дружная или нет? Какую семью мы называем дружной?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, ПО ОЧЕРЕДИ (3-4 высказывания)
А ведь наши ребята все – будущие семьянины. О какой семье вы мечтаете?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ (3-4)
7
А вот как свои будущие семьи представляют ваши ровесники, теперь уже выпускники нашей школы.
Зачитываются мини-сочинения.
Педагог:
Да, друзья мои, создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Бывают в семье и радости, и беды, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем, не хватает житейской мудрости. Именно этому, житейской мудрости, учат народные пословицы и поговорки. Давайте же вспомним некоторые из них. А вспомним мы их не совсем обычным способом. У меня в руках конверты, а в конвертах – задания. Представим себе, что задания эти – своеобразный экзамен на прочность семьи. Итак, в этих конвертах – та самая житейская мудрость, о которой мы говорили.
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ РАЗБИВАЮТСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ (МОЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ О ЧЛЕНАХ КОМАНД)
Из набора слов, полученных в конвертах, необходимо составить известную пословицу (или поговорку) и объяснить ее смысл (по две-три пословицы на команду)
Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать.
Зачем клад, коли в семье лад.
Семья – это семь «Я».
Любовь да совет – так и нуждочки нет.
При солнышке тепло, при матушке – добро.
ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ
«МОЯ МАМА – ЛУЧШАЯ НА СВЕТЕ»
Педагог:
А какая песня звучала, пока вы выполняли задание, о ком? Правильно, звучала песня о маме, самом близком и родном для нас человеке. Послушайте, как говорит о маме писатель Юрий Яковлев:
«Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама.
Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить… Мама прочла тебе первую книжку.
… Мама всегда была рядом с тобой. И все, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы».
8
Педагог:
Ребята, а скажите мне, с каким цветом у вас ассоциируется слово «мама»? Почему?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ. СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ОТВЕТОВ.
(Например, красный цвет – родство, голубой – чистота, зеленый – свежесть и т. д. Дети обычно не называют темные цвета, слово «мама» у них ассоциируется с ярким, насыщенным цветом).
Педагог:
У нас с вами еще остались разноцветные ладошки, маленькие и большие. Они такие же яркие и красивые, как наши мамы и наше детство. Конечно, это мамины ладошки и ладошки детей. Мамы пусть возьмут маленькие, а ребята поработают с мамиными ладонями.
НА РИСУНКЕ ЛАДОНИ ДЕТИ ПИШУТ ДОБРЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «МАМА», РОДИТЕЛИ НА МАЛЕНЬКИХ ЛАДОШКАХ ОБРАЩАЮТСЯ К ДЕТЯМ ТОЖЕ С ДОБРЫМИ СЛОВАМИ.
ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «МАМОЧКА МОЯ МИЛАЯ»
ПО ЖЕЛАНИЮ ДЕТЕЙ ЗАЧИТЫВАЮТСЯ ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ.
Педагог:
А теперь в центре ладошки напишите, чем вы когда-то сильнее всего обидели друг друга. Затем наклейте детскую ладошку на мамину и скажите вслух слова, благодаря которым вы простите друг друга. Помните о правилах круга: не перебивайте, не обижайте друг друга, если не хотите, можете ничего не говорить, просто слушайте внимательно товарищей.
УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПАЮТ ПО ОЧЕРЕДИ СО СВОИМИ СЛОВАМИ.
Педагог:
Дорогие друзья, вот и подходит к концу наш небольшой вечер. Думаю, что со мной согласятся все участники сегодняшней встречи, что мы здесь сегодня собрались не зря. И не зря выбрали именно эту тему для разговора, и разговор получился теплый и душевный. Потому что нельзя иначе про семью. Семья сама – это тепло и душевно. В семье должно быть, как в нашем круге: все в ответе за одного и в трудную минуту помогут попавшему в беду, защитят от бед и напастей.
9
Ученица:
Какое счастье жить на свете,
когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета
и за спиной стоит семья.
Понять способны мы не сразу -
на это нужно много лет:
семья дается лишь однажды -
Дороже, ближе, лучше нет!
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе нам совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Педагог:
Надеюсь, что сегодняшнее занятие еще раз напомнило вам о том, что нужно обязательно дорожить своей семьей, близкими и родными людьми, как можно меньше огорчать своих родителей, а ваши замечательные ладошки оставьте себе на память.
До новых встреч!
Заключение:
Приведенный пример мероприятия, конечно, не исчерпывает всего многообразия совместной работы и общения педагога с детьми с ОВЗ и их родителями, это пример нетрадиционной встречи, который помогает сделать общение педагогов, детей и родителей интересным, запоминающимся и взаимополезным.
10
Список литературы
Арнаутова Е. П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем? - М. : Просвещение, 1993.
Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей // Воспитательная работа в школе - 2004 №1.
Воликова Т. В. Учитель и семья школьника. - М. : Педагогика, 1979.
Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Семья - субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. - М. : Проспект, 2000.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания, М. «Вако». 2006 г.
Лебедев О. Е., Золотухина В. И., Кошкина В. С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. - М. : «Интеллект-центр», 2003.