Малова Евгения Викторовна
Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине
МБОУ «Новосибирская классическая гимназия 17»
Методическая разработка
«Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»
Подготовила:
Воспитатель
Малова Е. В.
Новосибирск 2024 г.
.Составление творческого рассказа по сюжетной картине
Этап 1. Определение состава картины
Цель:
• учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;
Публикация «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине» размещена в разделах
• учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»;
• активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Алгоритм определения состава картины.
Перечисли объекты, изображенные на картине.
Схематически изобрази их на листе бумаги.
Сгруппируй по какому-либо признаку.
Правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.
Этап 2. Найдите на картине взаимосвязи между объектами
Цель:
- Учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.
- Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Один объект связан с другим».
- Активизации словаря дошкольников по сюжету картины (называние действий и взаимодействий объектов).
Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине :
1. Выдели два объекта на картине.
2. Объясни, почему они между собой связаны.
3. Объедини названные объекты стрелками.
4. Скажи правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему» или «Один объект связан с другим, потому что….». Узнай эмблему этапа.
Пример:
П. : Давайте поиграем в сыщиков и узнаем тайну картины : Все объекты между собой связаны. Найдем эти связи.
Д. : «Мячик и вода в луже связаны между собой: мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым». Ребенок на листе бумаги с выделенными объектами рисует контрастным фломастером стрелку от мяча к воде.
«Мячик и прутик связаны, потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи», проводится стрелка от прутика к мячу.
«Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, рука мальчика держит прутик, во-вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч, поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику».
«Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню». Проводится стрелка от Светы к Тане
П. : Что мы сейчас делали?
Д: Играли в игру «Сыщики»
П. : Вот эмблема игры (показ эмблемы этапа 2) и ее правило: «Один объект связан с другим, потому что….».
Этап 3. Составьте сравнение, загадку или метафору по картине
Цель:
- Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
- Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).
Алгоритм составления сравнений.
Алгоритм Пример
1. Выбери объект на картине Мяч
2. Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном объекте. Форма.
По форме - мяч круглый.
3. Найди проявление данного признака в другом объекте. Круглое по форме бывает колесо, солнце, Колобок и т. д.
1. Составь словосочетание :
Объект - признак – другой объект Мяч по форме круглый, такой же, как Колобок.
5. Скажи правило этого этапа «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
6. Узнай эмблему этапа 3.
Этап 4. Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств
Цель:
- Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
- Учить детей узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Алгоритм мыслительных действий:
1. Посмотри на картину, «войди в нее».
2. Выбери орган чувств, который поможет «путешествовать» по картине.
3. Сделай речевую зарисовку возможных ощущений.
4. Скажи правило этого этапа «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь». Узнай эмблемы четвертого этапа.
Примеры
4.1 Описание возможных ощущений, полученных с помощью слуха. Волшебник «Я слышу» :
«Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!»
«Я слышу, как прутик постукивает о мячик».
«Я слышу, как Таня плачет, а мальчик ее успокаивает и говорит: «Тише, Танечка, не плач: не утонет в луже мяч».
«Я слышу, как шумит ветерок, и щебечут птички».
«Я слышу, как мама зовет Таню домой».
Этап 5. Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины
Цель:
- Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.
- Активизировать речь за счет рифмующихся слов.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».
Алгоритм составления рифмованных текстов создан на основе сочинения лимериков.
Алгоритм Пример
1. Подбери рифмующиеся слова к объектам на картине Мячик - зайчик, бантик – фантик, девочка - припевочка, палочка - помогалочка и т. д.
2. Из пары слов составь двустрочник так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом Жила - была девочка,
И была она припевочка;
На голове сидел бантик
И был похож на фантик.
3. Из двустрочников собери четверостишье Жила - была девочка,
И была она припевочка;
На голове сидел у нее бантик
И был похож на фантик
4. Добавь пятую строчку - вывод по содержанию картины. Пятая строчка не рифмуется. Жила - была девочка,
И была она припевочка;
На голове у нее сидел бантик
И был похож на фантик
Она веселилась и не знала пока о своей неприятности.
5. Выразительно прочти рифмовку.
6. Скажи правило этого этапа и узнай эмблему этапа. «Я называю объект и составляю про него рифмовку»
Этап 6. Определите местонахождение объекта на картине
Цель:
- Учить детей пространственной ориентировке на картине.
- Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», эмблема этапа 6.
Алгоритм мыслительных действий:
1. Выбери объект, определи его местонахождение на плоскости картины.
2. Опиши объект с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.
3. Скажи правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». Узнай эмблему этапа.
Примеры рассказов детей, описывающие местонахождения объекта на картине
Лужа.
а). На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к правой ее стороне.
б). Я лужа на опушке леса. Вокруг меня – трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Елочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу.
Белый бантик.
а). Белый бантик находится в левой центральной части картины.
б). Я белый бантик. Хорошо устроился на голове у светловолосой девочки. Мы вместе с ней присели и оказались поближе к лужице, в которой я красиво отражаюсь.
Этап 7. Составьте речевые зарисовки, используя разные точки зрения
Цель:
- Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
- Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
- Учить узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».
- Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Алгоритм мыслительных действий:
1. Выбери объект (героя) на картине.
2. Определи его эмоциональное состояние, настроение или свойства характера.
3. Войди в образ героя.
4. Опиши восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
5. Скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер». Узнай эмблему этапа.
Пример
Речевые зарисовки, составленные детьми совместно с педагогом от имени объекта
Грустный мяч.
Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю с детьми – все это не радостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие дети все шумные. Почему они все время бегают? Ох-ох-ох!». Вот опять меня взяли. Сейчас будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу. Так и есть! Только бы не заплакать! О-хо-хо…
Лужа – воображала.
Я – красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Вон как травка обступила. Все хотят поближе ко мне быть. Вот и дети. Ха! Даже этот выскочка мяч не утерпел, хотел еще раз мною полюбоваться и искупаться. Ну ладно, смотри, смотри, не жалко. Эй, елочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко, ты многое видало, скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой… (и лужа высохла).
Этап 8. Опишите объект, изменяя его во времени
Цель:
- Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
- Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того).
Алгоритм мыслительных действий:
1. Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.
2. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков.
3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
4. Скажи правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом». Узнай эмблему этапа.
Пример
Речевые зарисовки, составленные детьми с помощью Волшебника Прошлого Времени.
«Игры с мячом».
Ребята играли с мячом в разные игры: перебрасывали друг другу, подбрасывали вверх, играли в вышибалы. … А когда стали играть в игру «А ну-ка отними!» – мячик выскользнул из рук мальчика и упал прямо в лужу, сейчас он там лежит.
«Магазин игрушек».
Прошлым летом мяч лежал в витрине магазина. Там было много разных мячей: маленькие и большие, одноцветные и разноцветные, и даже с симпатичными рисунками. Ребята заглядывались на красивые мячи, а родители их покупали. Очередь дошла и до нашего мячика. Его купили для Тани в подарок ко дню рождения.
Этап 9. Найдите смысловые характеристики картины
Цель:
- Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
- Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
- Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», ромашка мудрости, эмблема этапа 9.
Алгоритм мыслительных действий:
1. Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прочти текст пословиц и поговорок на них (текст читает педагог).
2. Рассмотри сюжет картины через призму каждой пословицы или поговорки.
3. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит в качестве названия картины.
4. Скажи правило этого этапа «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Узнай эмблему этапа.