Папки-передвижки

Программа «Коррекция поведения замкнутых детей 5–6 лет посредством игры»

Мария Бахтеева
Программа «Коррекция поведения замкнутых детей 5–6 лет посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Замкнутые дети – эти дети избегают общения по разнообразным причинам. Они не пользуются популярностью в детском коллективе. Предпочитают общаться с одним другом или воспитателями.

Программа состоит из набора игровых методик способствующих формированию коммуникативных навыков для детей 5-6 лет возраста.

Цель игр – научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова, привлечь внимание к друзьям, детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним.

Публикация «Программа „Коррекция поведения замкнутых детей 5–6 лет посредством игры“» размещена в разделах

Основным направлением работы является коррекция поведения замкнутых детей 5-6 лет посредством игры, раскрыть возможности развития общения между детьми, преодоление и разрушение проблем в общении между ними.

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой детей 5-6 лет (10 чел.) два раза в неделю по 30 мин.

План работы рассчитан на 16 занятий, для детей 5-6 лет с нарушениями общения (замкнутости).

Занятия проводятся в игровой форме. На игровых занятиях формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.

Структура программы состоит из 3 этапов :

Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх.

Наша задача работы на втором этапе,состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому.

Следующая задача коррекционной работы на третьем этапе, заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.

ОПИСАНИЕ ИГР

Игра 1. «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры : дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Игра 2. «Комплименты»

Цель: выражение эмоций к сверстнику.

Описание игры : В кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза, надо сказать соседу несколько добрых слов, за что-то похвалить. Упражнение проводится по кругу.

Игра 3. «Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Описание игры : интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Игра 4. «Утка с утятами»

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия слова

Материал: шапочки - маски

Описание игры : В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка, маленькие утята (4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый - ведущий). Сначала мама - утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят.

Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

Игра 5 «Бабушка Маланья».

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия слова, привлечь внимание к друзья.

Описание игры : Дети вместе с взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе с взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Игра 6. «Волны»

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и движения, слова, привлечь внимание к друзья.

Описание игры : Дети садятся в круг. Взрослый говорит: «приятно купаться в речке, но лучше в море, потому что волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие весёлые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах. Давайте встанем, улыбнёмся и попробуем изобразить волны руками».

Дети изображают волны вслед за ведущим, волны должны быть ласковые, весёлые. После предлагается всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения.

Игра 8. «Эхо».

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и слова, привлечь внимание к друзья.

Игра 9. «Шляпа волшебника»

Цель: Дать возможность ребенку, самому выразить поддержку, помочь им.

Материал: разноцветные карточки и шляпа.

Описание игры : Взрослый раздаёт детям разноцветные карточки.

«На свете живёт добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, одевает ему на голову шляпу, и ребёнок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он – невидимка. Но вот беда, этот волшебник – ужасно растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет её уже вторые сутки, а она лежит у вас с вами. Есть только один способ вернуть её владельцу.

Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно наполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит её. Но есть ещё одно условие: чтобы волшебная шляпа не потеряла всю свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас обязательно должен помочь, другому и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей».

Игра 10. «Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры : детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Игра 11. «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Описание игры : взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Игра 12. «День помощника»

Цель: Дать возможность ребенку, самому выразить поддержку, помочь им.

Описание игры : «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всём. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберёмся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его».

Игра 13. «Движение»

Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и движения, слова, привлечь внимание к друзья.

Описание игры : Дети движутся по кругу, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр. Присаживаются на корточки.

Повторяют за ведущим любое смешное движение.

После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

Особенности при проведении: Дети уже играли в игру волны, и поэтому им уже не было неприятно дотрагиваться до постороннего, страх практически прошел.

Комментарий: Игру можно усложнить, добавив не только ласковое поглаживание, но и комплимент или попросить ведущего узнать того, кто гладит.

Игра 14. «Царевна - Несмеяна»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение видеть хорошее в партнере.

Материал: корона принцессы.

Описание игры : Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.

Игра 15. «Связующая нить»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта

Материал: клубок ниток

Описание игры : Дети сидят по кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается словами о том, что дети бы хотели пожелать другим. Начинает взрослый, показывая пример. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе ведущего натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игра 16. «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры : дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Публикации по теме:

Набор «Сенсорные емкости»Набор «Сенсорные емкости» П ть емкостей с разными наполнителями: - способствуют развитию зрительного, аудиального, тактильного восприятия, обоняния; - способствуют.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Коррекция поведения замкнутых детей 5–6 лет посредством игры»
Опубликовано: 23 марта 2015 в 21:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Коррекция поведения замкнутых детей 5–6 лет посредством игры»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Бахтеева (УИ 328709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД