Получи документы

Славянский оберег «Божье око». Практическое занятие (7 фото)

оксана чепель
Славянский оберег «Божье око». Практическое занятие
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

Практическое занятие

Славянский оберег «Божье око»

К дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Декоративно-прикладное творчество»

по учебному предмету «История народной культуры

и изобразительного искусства»

Преподаватель: Чепель Оксана Михайловна

Введение

Темочки:

История народной культуры – предмет особенный, требующий к себе отдельного внимания. В общепринятом формате представляет собой теоретический курс. Теория, в данном случае, важная составляющая урока. Но, как говорит тот же народ: - «не попробуешь, не узнаешь». Вот и пробуем для того, чтобы узнать. Практические занятия на уроке истории народной культуры призваны напрямую прикоснуться к старинным ремеслам. Занимаясь каким-либо рукоделием, дети ощущают некоторую причастность к делу, самостоятельно оценивают сложность той или иной работы, трудоемкость процесса. Необходимо сделать акцент на современные условия: огромный выбор материалов для работы, электрическое освещение в любое время суток, приборы и машины, что существенно упрощает процесс производства. А если окунуться в прошлое, то – сначала нужно изготовить ткань, нитки или обработать дерево и т. д., а потом приступить уже к самому изделию, будь то пошив рубахи, вышивка полотенца, плетение дорожки или резьба по дереву. Чаще всего рукоделию посвящались длинные зимние вечера, освещение – печь, лучина, свеча. В современном мире сложно представить себе работу без яркого освещения. А наши предки создавали шедевры, которые в современных условиях повторить очень сложно.

Погружая детей в атмосферу прошлого, мы делаем маленький шажок к истокам. Учащиеся знакомятся со старинными ремеслами и пробуют свои силы в ручном творчестве. Конечно же, процесс отличается от старинного: мы применяем современные материалы, уменьшаем объем, упрощаем узор, но сохраняем принцип работы, технику выполнения. Таким образом, материал усваивается гораздо лучше и прочнее. Знания закрепляются практическими навыками.

Практическое занятие по истории народной культуры и изобразительного искусства

Тема: «Славянский оберег «Божье око».

Цель: продолжить знакомство с бытом и праздниками славян, познакомиться с понятием «оберег», научиться выполнять оберег «Божье око» для дома и близких.

Задачи: воспитывать интерес к истории и культуре наших предков, аккуратность, внимательность, культуру труда в работе; прививать эстетический вкус, умение видеть прекрасное и самим его создавать; развивать воображение, творческое мышление.

Оборудование: нитки, ножницы, деревянные палочки (шпажки, зубочистки и прочее, бусины, бисер, клей.

Тип занятия : комбинированный.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию. Назначение дежурных, уточнение отсутствующих, причины отсутствия.

II. Повторение ранее изученного материала.

Беседа

- Опишите старинный славянский дом. ( Ответы детей: деревянный сруб, обязательно печь – душа дома, красный угол с иконами, лавки и стол, вышитые полотенца, лоскутные одеяла, плетеные или вязаные дорожки. Почти все в доме и сам дом сделаны с любовью его хозяевами)

- Опишите предметы быта (любые по выбору). ( Дети описывают любой предмет: из чего сделан, как декорирован, где расположена отделка)

- Для чего наносили узоры на предметы быта. ( Ответы детей: для красоты, для защиты от дурного глаза)

П. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели и задач данного занятия. Практическая значимость данной темы.

- Как вы думаете, можно ли не украшать изделия? ( Ответы детей: можно, но с украшением красивее)

- Как вы уже знаете, декорирование изделий носило для людей сакральный смысл. Украшения на любой предмет наносилось с целью защиты человека, обладающего этим изделием. Элементы узоров, их сочетание так же имели определенный смысл. Одним из таких изделий, которое является защитником для дома, служил оберег «Божье око». Сегодня на занятии мы изготовим с вами такой оберег.

Славянский оберег «Божье око». Практическое занятие

Рис. 1. Оберег «Божье око».

2. Беседа.

В истории славян существует очень много праздников, традиций и определенных ритуалов. Практически все предметы, окружающие человека имели сакральный смысл и обильно украшались значками - оберегами на различных предметах: резьба по дереву на прялках, сундуках, мебели, игрушках, вышивка на рушниках, рубахах, одежде, головных уборах, роспись на посуде, мебели и т. д. Среди прочих традиции существует и отдельное изготовление оберегов. Они могут быть мужскими и женскими, в виде подвесок и кулонов, вышитыми на одежде и головных уборах, сделанными из дерева, пряжи, металла и тому подобное. По мнению славян, обереги обладали защитной силой от злых духов, порчи, сглаза, поэтому они старательно защищали себя и свое окружение. Одним из защитников служил оберег, который имел название «Божье око», или «глаз Бога», или «око Бога». Такой амулет часто вешали над детской колыбелью или на входе в дом так, чтобы взгляд входящего падал сначала именно на него. Славяне верили, что яркий и привлекающий внимание оберег заберет на себя негативную энергию случайного взгляда зашедшего в помещение человека, что, всяк вошедший и увидевший Божье око, забывает про свои дурные мысли и ничем не может навредить хозяевам и жильцам дома.

Делается такой оберег на основе равностороннего креста. Такой крест - один из древнейших символов солнца. Именно крест, а не кружок с лучиками. Кружок с лучиками, как раз наоборот, считался у славян символом дождя. Наиболее подходящей породой дерева для такого оберега является рябина, следом идет береза - это для женщин, а мужчине оберег, как правило, делали из дуба.

Защитными свойствами обладает сама конструкция ока - это излучающий живой деревянный солнечный крест. Плотно уложенные рядами витки натуральных цветных нитей символизируют вечность. Красная точка в центре - око Божье, всевидящее око, неусыпное око, недремлющее око - один из самых добрых и сильных образов, дарованных нашими предками. Око как защитный экран, бережно и тактично укрывает мир его обладателя, чтобы душа могла зреть и развиваться под присмотром божественных родителей.

У славян этот оберег бывает четырехлучиковым - квадратной формы или восьмилучиковым – восьмигранной формы. Его часто украшали помпонами и кисточками.

Оберег можно делать из ниток разных цветов. Желательно, чтобы нитки были натуральными. При этом, цвет ниток также имеет значение. Вот некоторые символические обозначения цвета:

Белый символизирует святыню, чистоту, воздух;

зеленый – жизнь, весну, радость, изменение, молодость;

синий – тайну, мудрость, истину, бесконечность;

красный – солнце, красоту, жизнь, огонь, жертвенность;

оранжевый – благодать Божью и его присутствие;

голубой – чистоту и невинность, день, небо, жизнь;

желтый – цвет тепла и любви, символизирует солнце, веру, свободу.

Еще одно важное условие выполнения этого оберега и любого другого также: нужно эмоционально настроиться, думать только о хорошем, добром, позитивном. Это придаст вашему оберегу большую силу. Это условие важно при любом деле.

Вопросы для закрепления.

- Что такое оберег?

- Для чего изготавливали славяне обереги?

- Кто делал обереги?

- Какие материалы подходят для изготовления оберегов?

- Актуальны ли обереги в настоящее время?

3. Анализ образца.

Рассмотрим представленный образец

- определение формы изготовляемого изделия (соединение деревянных лучиков в середине, количество лучиков каждый выбирает на свой вкус)

- выбор цветового перехода и сочетания (выбор ниток по желанию, закрепление нити в середине и начало намотки: сверху палочки - вокруг палочки – к следующей палочке сверху, далее по данной схеме до получения нужной ширины цвета. Затем, закрепляем нитку узелком, рядом крепим новый цвет и продолжаем работу.)

- выбор декоративного украшения готового изделия (законченное изделие декорируем на свое усмотрение, фантазию и вкус. Можно использовать бусины, сделать кисточки, украсить лентами и т. д. Все вместе должно привлекать внимание, быть ярким.)

Изделие непременно должно выполняться в хорошем настроении. И если в конце работы вы довольны и вам нравится ваш оберег, значит все сделано правильно. Можно разместить его дома, либо применить в качестве оригинального подарка со смыслом для близких вам людей.

III. Вводный инструктаж.

Правила техники безопасности при работе.

Последовательность изготовления изделия.

IV. Практическая работа. Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа детей.

Изготовление оберега «Божье око» по выбору и желанию. Отделка готового изделия.

Фото «Божье око»

Рис. 2. Начало работы. Лицевая часть.

Славянский оберег . Практическое занятие - фото

Рис. 3. Начало работы. Вид с изнаночной стороны.

Фото №1 Славянский оберег из ниток Конспекты занятий

Рис. 4. Выполнение узора.

Фото №2 Все конспекты Куклы обереги Фото №3 Народные тряпичные куклы Ловец снов мандала Фото №4 Плетение из ниток Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка декабрь История народной культуры предмет особенный требующий к себе отдельного внимания

Рис. 5. Оберег «Божье око» (детские работы)

Контроль со стороны преподавателя и корректировка действий детей в процессе работы.

V. Заключительный инструктаж.

Выявление типичных ошибок, причины и способы устранения.

VI. Подведение итогов.

Анализ детских работ. Обсуждение пройденного материала. Представление и защита собственных работ.

ХI. Окончание урока.

Уборка рабочих мест. Организованное окончание занятия.

Заключение

Практические занятия в контексте теоретических курсов позволяют более плодотворно и объемно изучать материал предмета. Знакомство с историей, традициями народа, обычаями и обрядами происходит при непосредственном участии самих детей. Именно они совершают открытия и входят в мир искусства, быта, традиций наших предков. Теоретические знания, подкрепленные практическими действиями мотивируют интерес ребенка к занятиям, что позволяет нам получить заинтересованного в дальнейшем обучении учащегося.

Такие занятия практикую при изучении курса «История народной культуры и изобразительного искусства» в ДШИ им. А. И. Плотнова. Многие секреты и тайны старины открываются перед учениками. Интерес переходит в любопытство, любопытство в любознательность, а это дает возможность изучать, закреплять, исследовать, систематизировать материал и делать выводы.

Литература

1. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения школьников. Вопросы психологии, 2020.

2. Рукоделие: Популярная энциклопедия. Под ред. И. А. Андреева. – М. : Большая Рос. энциклопедия, 1992.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Венок из цветов и трав как украшение или славянский оберег»Фотозарисовка «Венок из цветов и трав как украшение или славянский оберег» История появления оберегов на Руси Тысячелетия назад, наши далёкие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза,.

Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег» задачи: - формировать у детей познавательный интерес к истории русской куклы; - познакомить с куклой – оберегом; - развивать у детей.

Координационная лестница как средство для развития двигательных способностей. Практическое занятие для старшей группыКоординационная лестница как средство для развития двигательных способностей. Практическое занятие для старшей группы Здравствуйте, мы все с вами знаем что, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения сегодня является воспитание здорового,.

Мастер-класс оберег «Божье око»Мастер-класс оберег «Божье око» В преддверии Светлого праздника Пасхи хочу представить Вам, уважаемые коллеги, мастер - класс по изготовлению оберега "Божье око", который.

Автор публикации:
Славянский оберег «Божье око». Практическое занятие
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 13:50
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Славянский оберег «Божье око». Практическое занятие» (включая файлы) размещена пользователем оксана чепель (УИ 153461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
*
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки
*
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД