Елена Лучшева
Методическая разработка по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы.
- Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
- Устанавливать причинно-следственные связи, логически завершать предложения, поясняя причину события.
- Развивать логические умения: доказательство, анализ, синтез.
- Систематизировать знания детей о зимних явлениях, о диких зверях, птицах, как они готовятся к зиме.
- Отвечать на вопросы в процессе беседы.
Публикация «Методическая разработка по теме „Зима“» размещена в разделах
- Развивать умение отгадывать по отрывку из рассказа, о зимовке какого животного, птицы идет речь, находить картинку с изображением дикого животного и его зимнего жилища и корма. Уметь рассказывать об этом.
- Уметь заканчивать предложения педагога, подбирать по смыслу соответствующий глагол.
- Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.
Воспитательные цели урока:
- Учиться внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы).
- Вызвать интерес к теме и настроить на предстоящее занятие.
Существительные: Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, лопата, хоккей, ворота, снег, снежинка, мороз, холод, ветер, лед, снегопад, льдинка…
Глаголы: Ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, рубить (лед, приземляться, разгоняться, хрустеть (о снеге, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, обметать, стыть, леденеть…
Прилагательные: быстрый, зимний, скользкий, липкий, ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, морозный, искристый, жесткий, прозрачный…
Приложение А
Общие речевые навыки: Развитие дикции, интонации, мимики
1) чтение буквосочетаний по таблице;
2) произнесение скороговорки: Через горы и леса едут сани - чудеса.
девочки - тихо, мальчики - громко;
девочки - низко, мальчики - высоко;
1 ребенок – с вопросительной интонацией;
2 -с утверждением;
3 -с сомнением;
4 -с возмущением;
5 -с восхищением.
5. Развитие фонематического слуха.
- Из первых звуков слов составьте слово: Мука, окунь, рыба, обувь, зубы. (Мороз).
- Придумайте к слову «мороз» глаголы.
- Придумайте предложения с этим словом.
Работа с текстом. Пересказ. Ответы на вопросы.
Текст: В морозный зимний день подобрал я во дворе замерзшего воробья. Воробушек долго лежал на моей ладони. Потом он отогрелся и тихо пискнул: «Чилим». Так я и звал его Чилим. Стал он жить у меня дома.
Чтение текста вслух по предложению.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Почему?
- Кто герои?
- Как вы оцениваете поступок мальчика?
- Как начинается рассказ?
- Как сначала вел себя воробушек?
- Как изменилось его поведение?
- Как мальчик назвал его? Почему?
- Чем закончился рассказ?
Дидактическая игра “Кто как зимует”:
(по прочитанному отрывку угадать животное, птицу, найти его картинку, подобрать жилище и корм (для зверей).
Птицы
* С наступлением зимы эти птицы улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь они находят себе корм: ягоды рябины, калины, семена трав, деревьев. (Снегирь).
* Эту птицу называют мудрой. У неё отличное зрение, замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Днем она спит, ночью охотится (Сова).
* Зимой эти птицы прилетают к нашим домам. Покормите их, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса (Синицы).
Животные
* У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).
* Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).
* Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).
* Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (гайно, иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).
* Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).
* Кто в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют? (домашние животные).
Приложение Б
согласование речи с движениями).
Самомассаж
Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку)
Варежки (от пальцев к запястью)
И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх).
Шубку теплую наденем (имитация движений)
И пойдем гулять скорее.
“Снежная баба”
Дети стоят в кругу. Снежная баба стоит в центре круга.
Сегодня из мокрого кома (идут по кругу, катят воображаемый снежок)
Мы снежную бабу слепили у дома.
Морковкою нос и метелка в руке (имитация движений, согласно тексту)
Большое ведро на ее голове.
Снежная баба сейчас поиграй (хлопают в ладоши)
И наших ребяток быстрей догоняй (дети убегают, снежная баба их догоняет).
Приложение В
Мы лепили снежный ком
(имитация движений)
Ушки сделали потом
(показ “ушек”)
И как раз вместо глаз
(указательными пальцами касаться уголков глаз)
Угольки нашлись у нас.
зайчик вышел, как живой!
(Поджать руки к груди, кисти опущены)
Он с хвостом и головой!
(Показать хвост, потом обе руки положить на голову)
За усы не тяни –
(погрозить пальцем)
Из соломинки они!
Длинные, блестящие
(развести руки от носа в стороны)
Точно настоящие!
(Покачать головой)
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Приложение Г
Иллюстрации
В оригинале иллюстрации прилагаются
Д/и "Один - много"