Ольга Генералова
Методическая разработка по краеведению «Юный краевед»
▼ Скачать + Заказать документы
Юный краевед
Пояснительная записка
Интересы воспитанников, как в области познавательной, так и в области практической деятельности, чрезвычайно разнообразны и многосторонни. Значительно расширить кругозор детей и дать ответ на многие возникающие у них вопросы позволяет деятельность краеведческого кружка.
Туристско-краеведческая деятельность - это сложный вид педагогической работы. Туризм и краеведение - части единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно. Если в походах и экскурсиях не ведётся краеведческая работа, то туризм теряет своё воспитательное значение и даже может стать отрицательным фактором, влияющим на развитие личности ребёнка. Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. В формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у детей способностей, содействуют активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач. Кроме того, туристские походы и путешествия - это школа бережного отношения к природе, это основа экологического воспитания.
Публикация «Методическая разработка по краеведению „Юный краевед“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Данная методическая разработка туристско-краеведческого кружка направлена на воспитание у детей любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности. Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в содержание включены вопросы по природе, истории, этнографии, археологии, литературе своего края, потому что свой родной край необходимо изучать комплексно.
Изучение природы, истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитание у детей и подростков патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине. Правильно организованная краеведческая работа поможет воспитать у детей наблюдательность, умение ориентироваться на местности, пробудить интерес к окружающей природе и общественной деятельности, развить пытливость ума, расширить кругозор, привить навыки практической деятельности, закалить здоровье, укрепить чувства товарищества и дружбы.
Работа будет более эффективной, если за основу принять метод проектного обучения. Он включает следующие этапы: 1)постановка целей и задач; 2)планирование работы; 3)реализация проекта; 4)подведение итогов и презентация; 5)оценка (рефлексия осуществленной деятельности). Основной принцип проектного метода – предоставлять группам возможность работать как можно больше самостоятельно.
Учитывая потребности детей в игре, многие занятия проводятся в занимательной форме. Необходимо проводить соревнования, экскурсии, просмотр видеофильмов, оформление выставок, беседы, чтение книг, конкурсы, игры.
Цель: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
1. Учитывая возрастные особенности, дать знания об окружающем мире, природе родной местности, истории, культурных традициях своего народа и других народов нашей страны.
2. Обучать простейшим приёмам наблюдения за природой, формировать умения и навыки обработки результатов наблюдений, прививать практические навыки.
3. Воспитывать любовь к Родине, к своему краю, бережное отношение к природе.
4. Воспитывать эстетические вкусы на основе культурных традиций, обычаев, обрядов народов своего края.
5. Помочь подросткам освоить культурные, духовные, трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений.
6. Развивать творческие задатки, потребность общения с природой, развивать интеллект детей.
7. Содействовать правильному физическому развитию, укреплению здоровья.
8. Научить основам туристской техники, умению ориентироваться, выживать в условиях походной жизни.
Содержание программы кружка «Юный краевед»
1. Растения родного края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в лес, луг, водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников.
2. Животные родного края. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края Жизнь насекомых. Жизнь птиц. Влияние времени года на жизнь животных. Практические занятия. Экскурсии в природу. Наблюдения за жизнью животных.
3. Формы поверхности родного края. Горы, равнины. Как разрушаются горы. Овраги, балки, вершины, хребты. Практические занятия. Однодневный поход. Наблюдения, зарисовки.
4. Горные породы, полезные ископаемые. Знакомство с группами горных пород: осадочными, магматическими, метаморфическими. Полезные ископаемые. Практические занятия. Работа с образцами горных пород и минералов. Экскурсия в краеведческий музей, экскурсии к геологическим обнажениям.
5. Воды своего края. Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами, прудами своей местности Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия Экскурсии на водоёмы, наблюдение за расходом воды, определение скорости течения. Описание водоёма.
6. Ориентирование на местности. Карта. Компас, устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование на местности с картой и компасом. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего края. Практические занятия. Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Игры на местности с элементами ориентирования.
7. Охрана природы. Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора.
8. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей своего посёлка, города. Памятники истории. Чтение книг по истории своего края.
9. Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, танцев, частушек.
10. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами своего края. Практические занятия. Посещение выставок, встречи, чтение произведений, посещение концертов. Конкурс рисунков "Наш край".
11. Туризм. Техника безопасности в походе. Личное и групповое снаряжение. Правила преодоления возможных препятствий. Туристские узлы. Разные виды костров. Участие в туристских мероприятиях. Однодневные и многодневные походы.
Календарно -_тематическое планирование.
№ Содержание материала Формы работы Кол-во часов, сроки изучения.
1 Что такое краеведение.
Вводное занятие 1
2 Поверхность России. Реки,зера, моря на карте России Игра-путешествие 1Январь
3 Практическая работа с географическими картами Практическая работа с географическими картами 2
4 Города и села Кузбасса на карте области. Практическое занятие 1 Февраль
5 Символика области (герб, флаг, гимн) Викторина 1
6 История нашего края Беседа 1
7 Укладка рюкзака. Практическое занятие 1
8 Обучение ориентированию на местности. Знакомство с компасом. Практическая работа 1 март
9. Город в котором мы живем (История образования города) Теоретическое занятие 1
10 Посещение Новоильинского храма Экскурсия 1 апрель
11 Растительный мир нашей области Занятие в игровой форме 1
12 Животный мир нашей области Занятие в игровой форме 1
13 Проведение инструктажа по поведению и технике безопасности в походе Практические занятия 2 май
14 Иллюстрированный рассказ о районе «Поднебесные зубья» Беседа. Показ слайдов 1
15 Туристическое снаряжение. Установка палатки. Виды костров. Укладка Практические занятия 2
16 Организация похода в горный район «Ташелга» Практические занятия июнь
17 Проведение инструктажа по поведению и технике безопасности в походе. Практическое занятие 1
18 3-х дневный поход в горный район «Ташелга» поход
19 Природные ресурсы области. Обозначение полезных ископаемых на карте. Практическое занятие июль1
20 Экология родного края Теоретическое занятие 1
21 Похода в горный район
«Поднебесные зубья» Практическое занятие август
22 Видео отчет о походах. Теоретическое занятие 1
24 3-х дневный поход в п. Теба, в краеведческий музей В. В. Харина поход
25 Посещение Городского краеведческого музея. Экскурсия 1
26 Однодневный поход по окрестностям поход 1
27 Работа с топографической картой области Практическое занятие 1. сентябрь
28 Карта нашего города. Теоретическое занятие 1
29 Рисунок карты поселка Практическое занятие 1
30 Конкурс рисунков «Мой город» Выставка 1
31 Знакомство с историей Земли Кузнецкой в древности и до наших времен. Игра -путешествие. 1октябрь
32 Православные традиции нашего народа. Теоретическое занятие 1
33 Посещение святого источника экскурсия 1
34 Полезные ископаемые нашей области Теоретическое занятие 1
35 Экскурсия на ООО «Шахта Осинниковская» экскурсия ноябрь
35 Экскурсия в г. Новокузнецк экскурсия 1
36 «Город в котором я живу» Викторина 1
37 «Я Живу в Кузбассе» Показ слайдов. 1 декабрь
38. «Мой край родной!» Итоговое занятие. Показ слайдов. 1
Методические рекомендации.
Учитывая комплексный характер выбранного направления, всю работу можно разделить на блоки.
1. Теоретические занятия.
Учебное занятие может проходить по-разному, в зависимости от возраста, содержания обучения, объема учебного времени, характера деятельности. Наиболее распространенные формы работы - это: беседы, лекции, конференции, работа с источниками литературы, экскурсии в музей, посещение предприятий, встречи с интересными людьми.
2. Практические занятия.
Это обучение работы с приборами, туристским снаряжением, картами. Это объяснение, демонстрация, тренировка. Практические занятия лучше проводить на природе.
3. Исследовательская и поисковая работа.
Уже на первом году обучения учащиеся ведут наблюдения за погодой, фенологические изменения в природе. Затем учащиеся обучаются комплексному изучению исследуемого района, приобретают навыки археологического поиска, работы в архивах, в музеях, сбора материала в беседах с местным населением.
4. Оформление результатов краеведческой работы.
Целью исследовательской работы является открытие новых сведений по краеведению и оформление их. Фото, видео отчеты, рефераты и т. д.
5. Походы, экспедиции, соревнования.
Это наиболее сложный вид работы, который требует тщательной подготовки. Здесь на первое место должны быть поставлены вопросы по технике безопасности. Изучается район путешествия, прокладывается маршрут, намечаются объекты краеведческого исследования, распределяются обязанности среди участников, готовится необходимое снаряжение.
6. Общественно-полезная краеведческая работа.
Посадка зеленых насаждений, уборка территорий от мусора, изготовление скворечников, кормушек, охрана памятников природы, истории и культуры, работа в краеведческом музее, просветительская деятельность и другие виды работы.
Поход в горный район Кузнецкого Алатау "Поднебесные Зубья"