Юлия Пивоварова
Методическая разработка. Пальчиковый театр
▼ Скачать + Заказать документы
Пивоварова Юлия
Пальчиковый театр. Дидактическое пособие «Шагающие сказки».
Исследования в области психологии и физиологии давно доказали взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речью ребенка. Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Ведь недаром в русском наром фольклоре существует большое количество пальчиковых игр, потешек, которые активно задействуют руки ребенка. Существует также особый вид детской игры - игра - драматизация, в которой ребенок самостоятельно ил со взрослым разыгрывает сюжет. Объединить пальчиковые игры и игру-драматизацию позволяет пальчиковый театр, который активно используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Публикация «Методическая разработка, Пальчиковый театр» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он может занять роль любимого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, так как театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Также пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у дошкольников воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики. В ходе игры у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, а использование символических материалов помогает им дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.
Работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
1. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях.
2. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению для определения характера героя, его внешнего вида. На данном этапе словарь детей обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, нравственная оценка его поступков. Пополняется также глагольный словарь.
3. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.
4. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать детям простейшие упражнения с куклами: наклон (здороваются, приподнять- опустить (куколка пляшет, покачать из стороны в сторону (сердится). Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей модно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков.
5. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации - все это также способствует развитию связной речи детей.
Таким образом, интеграция детской игры и театрального искусства развивает у младших дошкольников точность, выразительность и координацию движений, стимулирует развитие памяти, повышает усидчивость и концентрацию внимания, позволяет расширять кругозор, развивать ручную умелость и связную речь.
Актуальность: разучивание театрализованных игр развивает речь, мелкую моторику пальцев рук, познавательную сферу личности ребенка.
Цель: использование пальчиковых игр для развития речи младших дошкольников, формирование интереса детей и родителей к театрализованным играм, стимулирование желания включиться в спектакль.
Задачи:
1. Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Развивать речевую функцию.
3. Развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
4. Создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со взрослыми и сверстниками.
Новизна: участие в разыгрывании сказки принимают родители, дети, целые семьи (по желанию). Так же сказки обыгрывает педагог, включая детей. Пальчиковый театр «Шагающие сказки» (все оборудование и персонажи) изготавливается вручную из разнообразных материалов, в зависимости от сложности и фактуры предмета (домики, природа, куклы персонажи и т. д.). Процесс изготовления осуществляется не только педагогом, родителями, но и детьми.
Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями; индивидуальная работа с детьми.
Варианты игры: надевать куколок на пальчики, прикладывать плоскостные фигурки к фланелеграфу, показывать из-за ширмы.
Виды: объемные фигурки, плоские с колечком для пальца, плоские двойные - тканевые, вязанные, из баночек, ложек и других природных, бросовых материалов.
Материалы: картон, бумага, пластилин, пластмассовые стаканчики, драп, фетр, трикотаж, шерстяные нитки, мех, кружево и т. д.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей: 2-3 года.
Цель: развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых игр.
Задачи:
Образовательные: учить детей слушать сказку, различать по внешнему виду животных и правильно называть их; учить раскатывать комочки пластилина прямыми движениями рук.
Развивающие: развивать сенсорную чувствительность, моторику рук и пальцев, синхронизацию работы обеих рук.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому народному творчеству, желание оказать помощь нуждающимся, воспитывать дружеское отношение к друг другу.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр «Дружба» и «Улей», рассматривание деревянного макета домика (обращая внимание детей на бревнышки из дерева).
Оборудование и материалы: стол, ширма, домик (из кубиков - «бревнышек», крыша (из картона, персонажи из сказки «Теремок», пластилин, досочки для лепки, салфетки.
Ход работы:
Настольный театр «Теремок».
Дети сидят полукругом у стола, на котором стоит ширма. Перед ширмой построен теремок, за ширмой спрятаны герои сказки.
Педагог: - Ребята, а вы любите слушать сказки? Сейчас я вам не только расскажу сказку, но и покажу.
- Скажите, пожалуйста, кто знает, что это за домик? (педагог показывает на теремок). Теремок - это высокий красивый дом. Видите, какой у меня построен красивый теремок.
Далее педагог рассказывает содержание русской народной сказки
«Теремок» и сопровождает свой рассказ показом персонажей сказки.
- Какие звери жили в Теремке? (педагог показывает персонажи, дети называют).
- Ребята, а как вы думает, хорошо ли зверушкам теперь без домика? Конечно, плохо, хотите им помочь?
- И в этом нам помогут еще одни лесные жители. Давайте вспомним, кто поселился вот в этом домике? (педагог сжимает руку в кулачок). Что это за домик? (дети отвечают «Улей»). Кто в нем живет? Ребята, пчелы тоже хотят помочь зверюшкам.
Пальчиковая игра «Улей» (вместе с педагогом дети выполняют движения и проговаривают слова).
«Вот маленький улей,
В нем спрятались пчелы. Никто их не увидит.
Но вот они показались из улья:
Одна, две, четыре, пять! Зззззззззззззззз!»
(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели).
Педагог: - Пчелы полетели, и мы как пчелки полетим трудиться, чтобы помочь нашим сказочным героям (дети садятся за свои рабочие места).
Лепка «Бревнышки для теремка».
Педагог показывает способ лепки «бревнышек».
- Чтобы построить новый домик для зверушек, нам нужно вылепить бревнышки. Давайте вспомним, как это делается (педагог показывает и рассказывает).
Дети выполняют работу. Педагог проводит индивидуальную помощь.
Педагог: - Молодцы дети, сколько хороших, крепких, надежных бревнышек налепили. Посмотрите, какой высокий домик у нас получается. Бревнышко на бревнышко, все выше и выше (дети с педагогом составляют домик-сруб, затем приделывают крышу из картона).
- Красивый, высокий теремок получился? Вам нравиться? Я думаю и нашим зверям он тоже понравиться. Заживут они в нем весело и дружно, как мы с вами живем. Мы же дружно живем? Давайте поиграем в игру «Дружба».
Пальчиковая игра «Дружба».
«Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Обхватить правой ладонью левую руку и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Поменять местами ладони).
Один, два, три, четыре, пять.
(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого).
Пять, четыре, три, два, один.
(Затем соединять, начиная с мизинца).
Педагог: - Молодцы ребята, вы сегодня хорошо занимались, трудились. Скажите, что вы делали? (дети отвечают). Будем еще помогать лесным зверям?
Последующая работа: показ иллюстраций и игрушек по литературному произведению «Теремок» в режимных моментах; разучивание пальчиковых игр, изготовление персонажей и атрибутов; рассказ сказки детьми с помощью педагога (отдельные эпизоды, роли).
Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-
№4.
2. Развитие монологической речи детей: занятия на основе сказок / авт. - сост. А. А. Гуськова. - Волгоград: Учитель. 2012.
3. Флерова Ж. М. Логопедия. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2000.