Получи документы

Методическая разработка открытого урока «Урок современной хореографии. Джаз-модерн» для обучающихся 2 классов ФГТ

Елена Карымова
Методическая разработка открытого урока «Урок современной хореографии. Джаз-модерн» для обучающихся 2 классов ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Детская хореографическая школа «Спектр» г. Юрги».

Методическая разработка открытого урока

«Урок современной хореографии при использовании элементов танцевальной техники джаз - модерна».

для обучающихся 2-х классов ФГТ

Подготовила:

Карымова Елена Николаевна,

преподаватель

г. Юрга 2020

Публикация «Методическая разработка открытого урока „Урок современной хореографии, Джаз-модерн“ для обучающихся 2 классов ФГТ» размещена в разделах

Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетёт, то это модерн. Если танцор стремится показать, что готов умереть в борьбе с гравитацией, то это джаз.

Введение:

Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те или иные задачи эстетического и духовного развития и воспитания, что и музыка, танец дает возможность физического развития. Процесс обучения хореографии связан с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

В начале XX века возник новый язык движений, новая хореография, новый лексический модуль, который получил название танец Модерн. Параллельно шло развитие джазового танца как определенной самобытной танцевальной техники. Развиваясь и совершенствуясь, эти техники танца не могли не повлиять друг на друга. Начиная с 70-х годов XX века возникли танцевальные техники, в которых органически соединились элементы танца модерн и джазового танца, а также классического балета и других направлений хореографии.

Современный танец – понятие временное, т. е. танец, который в отличие от историко-бытового, существует сейчас, в наше время. Однако в русском искусствознание этот термин объединяет все направления танца, которые противопоставляются классическому и народному танцу. Возникает некоторая путаница, поскольку наряду с танцевальными техниками, которые имеют определенную школу, точно выстроенный урок, свою систему подготовки исполнителей (имеется ввиду джаз танец и танец модерн, к этой же modern-системе современного сценического танца относят и бытовой (social dance, и бальный (спортивный) танец, эстрадный (шоу, варьете, кабаре, и другие направления. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердца.

1. Особенности построения урока современного танца.

В уроке джаз-модерн танца нет определённой последовательности упражнений, как существует в классическом танце.

Многие педагоги, изучив базовые техники, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько техник. В американской и западноевропейской системе хореографического образования не существует единой методики. Каждый педагог является самостоятельной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приёмов и методов.

Основные разделы урока джаз - модерн танца.

Разогрев – основная задача привести в рабочее состояние мышцы. Возможны варианты разогрева – у станка, на середине, в партере. Нужен последовательный разогрев, где бы, ни находился исполнитель: стопы, ахиллесово сухожилие, коленный сустав и подколенные связки, тазобедренный сустав и мышцы паха, мышцы спины и торса.

В разогреве в основном используются движения с разогревом ног, в чистом и вариационном виде, а также движения заимствованные из других техник.

Нет чётких правил исполнения разогрева, но он должен быть насыщен пятью – десятью упражнениями на различные группы мышц, всё зависит от уровня подготовки учащихся.

Изоляция и координация.

Изоляции, как правило, подвергаются все центры сверху вниз, от головы до ног. Первоначально все движения изучаются в чистом виде, причё м возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный наклон головы, вперёд и максимальный наклон головы назад, а затем перейди на более быстрый темп и достичь максимального положения. Но в том и другом случае центр, приведённый в движение, должен достигать своего крайне возможного положения.

Второй этап обучения : соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг.

Следующий этап – соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры.

Последний этап – соединение движений нескольких центров, т. е. координация.

Основная задача педагога, во время изучения движений изолированных центров, следить за тем, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра, не двигался другой.

Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны. Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации.

Первый этап обучения - координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков.

И, наконец, последний этап - координация нескольких центров во время передвижения. Процесс изучения координации строится от простого к сложному, желательно использовать в музыкальном сопровождении чётные ритмы 2/4, 4/ 4, 6/ 8 и т. д. Затем можно переходить к полиритмии более сложного уровня нечётные уровни 5/ 4, 7/ 8, 9/ 8.

Упражнения на полиритмию тесно связаны с координацией, но задача усложняется, поскольку необходимо сочетать не только движения двух и более центров, но и различные ритмические рисунки и размеры.

Партер. Современный танец использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Движение исполнителя на полу – существенная часть хореографии. В уроке этот раздел несё т очень важные функции:

- В партере может происходить разогрев;

- В партере могут быть упражнения на изоляцию;

- В партере могут исполняться упражнения – stretch характера

- В партере очень эффективны упражнения для развития подвижности позвоночника;

- Переход из одной позиции в другую, создание цепочек на смену уровня, дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве.

Передвижение (Cross) шаги, прыжки, вращения - это заключительная часть урока.

Её цель – развить танцевальность, ощущение стиля, координацию.

Cross – наиболее импровизационная часть урока, каждый педагог задаёт те шаги, вращения и прыжки, какие считает необходимыми. Эта часть урока похожа на allegro, урок классического танца, однако необходимо отметить, что современный танец очень осторожно относится к прыжкам, особенно «большим».

Техника прыжка и вращения с небольшими изменениями полностью заимствована из классического танца, поэтому в основном педагоги используют комбинации шагов, вращений, и в меньшей степени прыжков. Cross обычно исполняется по диагоналям класса или по кругу, взависимости от задач урока.

Cross может быть в различных манерах и стилях современного танца, например, с использованием шагов фольклорного характера, т. е. афротанца, используются шаги и вращения латиноамериканского танца, возможны кроссовые комбинации с элементами, заимствованными из танца модерн т. е., с использованием падений, перекатов на полу и т. д. Но при всех видах комбинаций желательно выдерживать один стиль и манеру движения.

Комбинация.

Последним разделом урока модерн-джаз танца является танцевальная комбинация. Обычно комбинация изучается на протяжении 3 – 4 уроков, шлифуется и отрабатывается.

Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64 такта, затем, совершенствуя и усложняя, педагог должен создавать развёрнутые танцевальные комбинации. Основное отличие комбинации от постановочного номера в том, что в ней нет никакой идеи, кроме технического совершенствования. Комбинация может исполняться под любую «квадратную» музыку и не требует специально подобранного музыкального материала. К сожалению, в настоящее время очень многие балетмейстеры, особенно в любительских коллективах, выносят на сцену хореографические номера, которые напоминают комбинацию – набор движений, без мысли и развития.

2. Составные части урока, в разные периоды обучения, последовательность упражнений на середине зала.

При подготовке урока необходимо разделить материал на разделы и определить для каждого из них время. Нет необходимости каждый раз обязательно использовать все разделы урока, возможна более детальная проработка двух, трёх разделов.

В конце каждого урока необходимо иметь несколько минут для восстановления дыхания и нескольких упражнений на расслабление.

Курс занятий модерн-джаз танцем рационально разделить на три этапа: подготовительный, базовый и продвинутый. Уровень курса зависит от возможностей учащихся.

Подготовительный уровень: изучаются основные положения, уровни модерн-джаз танца, основные движения, шаги, прыжки.

В разделе «Комбинация» изучаются комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т. д.

Базовый уровень: вводятся новые технические понятия в каждом разделе урока, в разделе «Комбинация» изучаются комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.

Профессиональный уровень: этот третий, продвинутый уровень, предназначен для профессиональных исполнителей, владеющих не только основами модерн-джаз танца, но и техникой классического и народно-сценического танца.

Упражнения выполняются по тем же разделам, но с полицентрией, полиритмией, с координацией всех центров. Более сложными становятся прыжки и вращения. Время для разогрева максимально сокращается.

3. Основные техники джаз-модерна

Техника Марты Грэхем

В танце Грэхем (особенно на раннем этапе) на первое место вышли угловатые движения. Здесь все было резко, отрывисто, напряженно. Взгляд не отдыхал, созерцая гармонию, он (а вместе с ним и сознание зрителя) все время как бы натыкался, ушибался о неровности, углы, потому что утверждала Грэхем, такова настоящая жизнь. В технике М. Грэхем основой движения служит contraction и release (сжатие и расширение, которое исполняется в центр тела.. Важной составляющей ее техники был так называемый внутренний импульс. Уроки техники М. Грэхем начиналась с простых движений, которые превращались в длинные танцевальные цепочки с добавлением различных позиций рук и ног и изменением направлений, уровней движения. В технике Грэхем есть упражнение, которое называется "Бег против ветра", т. е. бег с сопротивлением: грудная клетка выдвигается вперед, корпус прогибается назад, и ученики исполняют бег с ускорением по диагонали класса. Это поможет почувствовать энергию движения.

Техника Лестера Хортона

Направлена на расширение диапазона движений и развитие выразительных возможностей любого тела, она использует комплексную систему упражнений для всех частей тела. В технике Л. Хортона очень часто употребляется термин "Т-позиция". В других техниках это движение иногда называют "lay out".

Техника танца Хосе Лимона

он создал собственную технику, которая исследует использование силы и энергии применительно к гравитации и работе с весом в терминах падения, отдачи (rebound) и восстановления баланса. Эта техника использует движение дыхания через тело, чувство веса и «тяжелой энергии» в теле, перемещение веса между различными частями тела для создания текучего перехода из одного положения тела в другое. X. Лимона позвоночник расслаблен и свободен и движение исполняется за счет падения и подъема тяжести корпуса, т. е. движение строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery).

Техника Мерса Каннингема

В технике М. Каннингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованными из экзерсиса классического танца. Основное внимание уделяется архитектуре тела в пространстве, ритму и артикуляции. Каннингэм использует идею о присущей телу «линии силы» (line of energy, которая дает телу возможность легкого, естественного движения.

4. Музыкальное сопровождение урока современного танца.

Подбор музыкального материала целиком зависит от задач урока и его построения. Обычно для разогрева используется ритмичная музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спиралей торса.

Для «изоляции» подходит быстрая, ритмичная музыка с чётким акцентом на первую долю.

Главное в музыкальном материале – простая мелодия и постоянный ритм, не усложнённый модуляциями или ритмическими фигурами. Возможно использование только ударных инструментов.

В разделе «cross»- выбор музыки зависит от задач и предложенных комбинаций. Шаги афротанца желательно исполнять под ударные инструменты, причём ритм музыкального сопровождения зависит от типа шага.

При изучении комбинации на начальном этапе музыкальное сопровождение должно быть с простым мелодическим рисунком и устойчивым ритмом. В дальнейшем может использоваться более сложная музыка различных стилей: поп – музыка, джазовая музыка, симфоджаз, рок – музыка, музыкальный материал из мюзиклов и музыкальных фильмов.

При изучении нового материала желательно не использовать музыкальное сопровождение, либо использовать только ударные инструменты т. к. это отвлекает учащихся от осознания правильности работы различных групп мышц и целей упражнения.

Танец модерн формирует активную жизненную позицию, свободу духа творчества, бунтарства. В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица. «Индивидуальное, личное в танце - вот самое прекрасное, что может предложить каждый имеющий талант танцовщик», - говорил Тед Шоун.

В наше время существует достаточно большое количество техник танца, но основой современного танца, как считает автор, может служить все-таки техника танца модерн Марты Грэхем. Современная хореография в наше время вызывает все больший интерес как у профессионалов-хореографов, так и у любителей искусства хореографии.

Тема : Урок современной хореографии при использовании элементов танцевальной техники джаз - модерн танца.

Цель: Развитие творческого потенциала детей по средствам джаз-модерн танца.

Задачи:

- средствами хореографического воспитания стимулировать физическое,

музыкально-ритмическое, эстетическое развитие детей;

модерн-джаз танцу;

- развивать познавательные интересы и творческий потенциал учащихся;

- воспитывать детей в творческой обстановке.

доброжелательности и отзывчивости, а также профессиональной

Оборудование: музыкальный центр с USB носителем

Построение урока.

В уроке модерн-джаз танца нет такой определенной последовательности движений, как это существует в классическом танце. В американской и западноевропейской системе хореографического воспитания не существует единой методики. Каждый педагог является самоценной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приемов и методов

Сравнивая методы различных педагогов, совершенно четко можно выделить следующие разделы урока :

I. Разогрев.

II. Изоляция.

III. Упражнения для позвоночника.

IV. Уровни.

V. Кросс. Передвижение в пространстве.

Публикации по теме:

Методическая разработка авторских мастер-классов по изготовлению поделок из синельной проволоки для работы с дошкольникамиМетодическая разработка авторских мастер-классов по изготовлению поделок из синельной проволоки для работы с дошкольниками Пояснительная записка Синельная проволока – интересный, привлекательный и безопасный материал для детского творчества. Пушистая проволока.

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Аппликация в 3D из бумажных кругов и полосок»Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Аппликация в 3D из бумажных кругов и полосок» Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Аппликация в 3D из бумажных кругов и полосок Методическая разработка предназначена.

Методическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возраста Авторская методическая разработка предназначена для родителей, воспитателей ДОУ и руководителей студий художественного творчества. Актуальность.

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок ко Дню семьиМетодическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок ко Дню семьи Ромашка – самый известный и любимый цветок в России. С древних пор этот цветок считался символом любви. На него гадали влюбленные разных.

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Самодельные куклы из разных материалов»Методическая разработка мастер-классов из опыта работы «Самодельные куклы из разных материалов» Актуальность. Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему.

Методическая разработка сценария мероприятия, посвященного 100-летию комсомола, для 8–9 классов Не расстанусь с комсомолом… Сценарий к юбилею комсомола Видеоролик «Посвящается комсомольцам СССР» Ведущий: Добрый день уважаемые учителя,.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «В здоровом теле — здоровый дух» для учащихся 5–6 классов Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куянковская СОШ» им. Г. Курмаша Параньгинского.

Методическая разработка экологических мастер-классов в защиту подснежниковМетодическая разработка экологических мастер-классов в защиту подснежников Пояснительная записка. С наступлением весны начинается охота за подснежниками. Многим людям так и хочется сорвать эти нежные цветочки, похожие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка открытого урока «Урок современной хореографии. Джаз-модерн» для обучающихся 2 классов ФГТ
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 10:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка открытого урока «Урок современной хореографии. Джаз-модерн» для обучающихся 2 классов ФГТ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карымова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД