Наталья Пошивалова
Методическая разработка «Нетрадиционные методы рисования в изобразительном творчестве детей третьего года жизни» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Перед началом своей работы в нетрадиционных техниках рисования я провела диагностику детей с целью выявления знаний и умений их в области рисования.
Публикация «Методическая разработка „Нетрадиционные методы рисования в изобразительном творчестве детей третьего года жизни“ (часть 2)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Диагностики знаний, умений и навыков детей третьего года жизни по изодеятельности я на момент исследования не нашла. Некоторые авторы (Комарова Т. С.) предлагали диагностику для старшего дошкольного возраста. На основании изученного мной мвтериала я разработала следующие критерии оценивания знаний, умений и навыков:
1. Умеют различать красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный цвета.
2. Знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.
3. Принимают правильную позу при рисовании (не наклоняться низко над листом бумаги, свободной рукой поддерживать лист бумаги, на котором рисует).
4. Умеют держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше отточенного конца, кисть -чуть выше железного наконечника.
5. Следят за движением карандаша, фломастера. кисти по бумаге.
6. Видят, что нарисовали и обозначают это словом.
7. Умеют ритмично наносить линии, пятна, штрихи и мазки, соотнося движения руки со словом (дождик капает - кап-кап-кап).
8. Умеют раскрашивать обучающие раскраски пальчиками.
Не буду приводить диагностическую таблицу, лишь скажу, что на основе полученных данных было выявлено, что только 2 детей из 18 пытаются правильно держать кисть и карандаш. Остальные 16 вообще впервые получили их в руки в детском саду. Правильно сидеть при рисовании не мог никто. Остальные показатели были в том же духе. Поэтому была поставлена цель и определены задачи, с помощью которых данную цель можно достичь.
Цель работы. Развивать восприятие младших дошкольников, обогащать их сенсорный опыт через нетрадиционные техники рисования.
Задачи.
- Организовывать наблюдения в природе и в ближайшем окружении для обогащения представления детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений.
- Побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.
- Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
- Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках раскрасках, в альбомах для художественного творчества, рассматривание картинок в книжках-потешках и книжках-игрушках).
- Развитие мелкой моторики рук ребёнка посредством использования техник нетрадиционного рисования.
- Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь к творчеству.
Немаловажная роль в достижении цели отводилась родителям.
- Было проведено анкетирование родителей по теме "Художественное творчество детей в семье".
- Своевременно предлагалась наглядная информация, фотовыставка "Мы рисуем".
- Были предложены практические советы "Как организовать художественно-изобразительную деятельность ребёнка дома"
- Проводились индивидуальные беседы с родителями.
- Было проведено родительское собрание по теме "Развитие у детей способностей к изобразительной деятельности".
-Выставка совместных работ родителей и детей на тему "Нарисуй потешку".
Вот некоторые занятия, которые проводились в течении года :
"Дождик, дождик пуще" (коллективное) - принт пальчиками.
"Осеннее окошко" - принт пальчиками.
"Рябина" - принт пальчиками.
"Ёжик" - принт ладошкой.
"Аквариумные рыбки" (коллективное) - принт ладошкой.
"Цыплёнок" (тычок жёсткой полусухой кистью).
"Зимняя полянка" (коллективное) - принт пальчиками+принт ладошками.
"Петушок" -рисование пальчиками.
"Конфетти" - принт пальчиками.
"Петушок, петушок, золотой гребешок" (коллективное) - принт ладошками.
Несмотря на то, что занятия были не собственног сочинения (большинство из книги И. А. Лыковой "Изобразительная деятельность в детском саду.) перед их проведением проводилась подготовительная работа.
Рисование в нетрадиционных техниках развивает кисть рруки, внимание, усидчивость, тренируется глаз. По мнению учёных, развитие руки определяет развитие мышления ребёнка.
В данной работе представлены лишь четыре техники рисования нетрадиционными приёмами, но мы не останавливаемся. Результаты порадовали. ПО повторной диагностике было выявлено, что большинство детей усвоили название и различают цвета (жёлтый, красный, синий, зелёный, чёрный, белый). Дети стали внимательнее относиться к позе во время рисования, берут кисточку и карандаш так как надо.
Эти результаты я напрямую связываю с тем, что на занятиях часто используются нетрадиционные техники рисования.
В подготовке материала использовалась литература:
Казакова Т. Изобразительная деятельность в семейном воспитании ребёнка. //Дошкольное воспитание. -2004.№11
Комарова Т. С. Детское художественное творчество; Изобразительная деятельностьв детском саду.
Костина В., Потапова Е. Белая сказка: Школа весёлого рисования для вашего малыша.
Крупенчук О. И. Ладушки; Тренируем пальчики - развиваем речь.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Рогозова С. Чудесный мир красок (о необычных приёмах работы с красками).
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.
Спасибо за внимание.