Евгения Лесникова
Методическая разработка «Игровой развивающий тренинг. Мы внимательные дошколята»
▼ Скачать
Методическая разработка на тему : «Игровой развивающий тренинг «Мы внимательные дошколята»»
Тренинг проводится педагогом-психологом и включает в себя следующие элементы:
1. подвижные игры;
2. познавательные упражнения;
3. пальчиковая гимнастика;
4. физкультминутка;
5. релаксация.
Подвижные игры помогают снять напряжение, отдохнуть от умственной деятельности и перейти к новым заданиям с новыми силами. Учит действовать по правилам.
Публикация «Методическая разработка „Игровой развивающий тренинг, Мы внимательные дошколята“» размещена в разделах
Познавательные упражнения – развитие основных психических процессов (произвольное внимание).
Пальчиковые игры снимают напряжение, укрепляют мышцы пальцев и развивают мелкую моторику.
Физкультминутка повышение и сохранение умственной активности и работоспособности детей во время занятий.
Релаксация необходима для того, чтобы ребенок научился расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр.
Продолжительность – 30 минут. Форма организации – подгрупповая. Количество детей – 5 человек. Возраст детей – подготовительная группа шесть лет.
ЦЕЛЬ: развитие произвольного внимания дошкольников.
ЗАДАЧИ:
1) создание благоприятного психологического климата в группе;
2) повышение уровня работоспособности участников, сплочение коллектива;
3) развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие;
4) развитие свойств внимания - устойчивость, концентрация, распределение и переключение;
5) усиление концентрации слухового внимания;
6) снятие мышечного напряжения, расслабление организма.
Материалы: мяч, воздушный шарик, раздаточный (стимульный материал) каждому ребенку, простой карандаш.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Ритуал приветствия:
Участники встают в круг. Психолог кидает мяч ребенку и говорит: Здравствуй Маша, я хочу пожелать тебе много улыбок". Ребенок, поймавший мяч перекидывает его своему товарищу, здоровается с ним и произносит пожелание на сегодняшний день. Так должен пожелать каждый участник и принять пожелания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Упражнение №1 «Гусеница»
Цель: повышение уровня работоспособности участников, сплочение коллектива.
Ход упражнения:
Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по кабинету. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажимаем воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по кабинету.
Упражнение №2 «Найди отличия»
Цель: развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Ход упражнения: Каждому ребенку выдается стимульный материал (приложение 1, дошкольники внимательно смотрят на рисунки и сравнивают их, находят сходства и отличия, отвечают на следующие вопросы:
- Кто нарисован на картинке?
- Кто нарисован на другой картинке?
- Они разные или одинаковые?
- Чем они отличаются?
- Сосчитай сколько отличий.
- На какой картинке отличий больше? На сколько больше, на сколько меньше?
- Какого цвета отличия?
- Какая картинка тебе больше понравилась?
- Какая картинка интереснее?
-А, чем она тебе понравилась?
Упражнение №3 «Физкультминутка – что я делал?»
Цель: повышение и сохранение умственной активности и работоспособности детей во время занятий. Закрепление знаний последовательности дней недели.
Ход упражнения: дошкольники изображают действия, о которых говорится в стихотворении.
В понедельник я купался,
А во вторник - рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.
Упражнение №4 «Корректурная проба»
Цель: развитие свойств внимания - устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
Ход упражнения:
Все дошкольники получают бланки корректурных проб (приложение 2). На первой корректурной пробе все пустые значки должны быть заполнены в соответствии с образцом. Вторую корректурную пробу заполняем следующим образом: первый листочек мы зачеркиваем вертикальной чертой, второй листочек мы зачеркиваем горизонтальной чертой, третий листочек мы обводим в кружочек. Психолог заполняет образец совместно с детьми на доске, остальное задание дети выполняют самостоятельно.
Упражнение №5 Пальчиковая гимнастика «Мизинчик»
Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляционного аппарата, повышается тонус организма и дает оздоравливающий и развивающий эффект. Продолжаем изучать свои пальчики.
Ход упражнения:
Маленький Мизинчик плачет, плачет, плачет
(поочередно разжимаем пальчики из кулачка)
Безымянный не поймет: что все это значит?
Средний пальчик очень важный, не желает слушать.
Указательный спросил: может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом, тащит рису ложку,
Говорит: не надо плакать, на, поешь немножко!
(соединяем большой пальчик и мизинчик)
Упражнение №6 «Кто спрятался на картинке?»
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход упражнения: каждый ребенок получает раздаточный материал (приложение 3). Ребята посмотрите внимательно на картинку, скажите, пожалуйста, кого вы видите на картинке? Каких животных, птиц? Ответы детей. Это, какие животные дикие или домашние (обобщение? А птицы дикие или домашние?
Упражнение №7
Цель: усиление концентрации слухового внимания
ВПИСАТь
Упражнение №8 «Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
“Спящий котёнок”
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цель: рефлексия эмоционального состояния каждого дошкольника
В конце занятия, каждый ребенок получает рисунок «Пушистики», на котором отмечает или раскрашивал того пушистика, у которого такое же настроение как и у него на данный момент. Затем все делятся своими эмоциями и переживаниями (Приложение 4).
Ритуал прощания:
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодируют уже вся группа.
Библиография
1. Айзман Р. И., Великанова Л. К., Жарова Г. Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987. 2. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу – с игрой! – Москва, 1991. 3. Ермакова И. А. «Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста».- Санкт-Петербург «КОРОНА-принт» 2006г 4. Л. В. Останко «Сто веселых упражнений для детей» Спб «Корона-принт». – 2005 5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. - М., Просвещение, 1989. 6. Тарабарина Т. И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999. 7. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники – М., 2000. 8. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. – Ярославль, 2000.