Марина Квачева
Сказка-спектакль «Мышонок Фредерик»
▼ Скачать +Заказ
СКАЗКА-СПЕКТАКЛЬ
«МЫШОНОК ФРЕДЕРИК».
Элементарное музицирование — это очень стройная концепция деятельности сама по себе, в которой все части, как детали часов, хорошо подходят друг к другу: элементарные тексты, элементарный ритм, элементарные мелодические интонации, простейшие композиции. Завершает стройное здание элементарный театр. Элементарный театр — это простейший музыкальный театр, в котором есть одновременно место придуманному ранее самими участниками и свободной импровизации. Музыка к такому спектаклю чаще всего бывает импровизированной самими участниками (детьми). Например, звуки ветра, танец снежинок, восход солнца и даже марш короля можно придумать вместе с детьми, а потом «оставить их в покое» — дать возможность импровизировать свою музыку и играть ее во время представления.
Публикация «Сказка-спектакль „Мышонок Фредерик“» размещена в разделах
- Мышь. Все о мышках для детей
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Творческие формы работы должны завершаться детским спектаклем, у которого есть только одна цель — радость детей. Где есть радость, будет и развитие.
МЫШОНОК ФРЕДЕРИК. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1 этап. Чтение сказки. Прочтите сказку заранее, а на занятии расскажите ее детям. Первое чтение сказки — время для всевозможных бесед: о том, какие зернышки собирают мыши, где они их хранят, какие краски и слова собирал Фредерик. Педагог может разыграть по ходу сказки пальчиковый или настольный театр. Некоторые дети сразу же могут принять в нем спонтанное участие: побыть мышонком Фредериком, который станет отвечать на вопросы удивленных мышек-трудяг.
Лео Леонни. Мышонок Фредерик.
Итак, сама сказка.
Жила была семья мышей. Целое лето мышки трудились, собирали зернышки на зиму, делали запасы. Все, кроме одной. Фредерик сидел на камушке и смотрел в небо. Мышки возмущались:
- Фредерик, мы работаем, а ты бездельничаешь.
На что мышонок отвечал :
- Я не бездельничаю, я собираю лучи солнца. Когда вам будет холодно зимой, это поможет согреться.
Мышки продолжали работать, а Фредерик сидеть на камушке.
- А сейчас ты что делаешь, Фредерик?
- Я собираю цвета. Холодной бледной зимой, они помогут раскрасить серые будни.
Лето близилось к концу. Мышки усердно работали, а Фредерик сидел на камушке.
- Что же ты теперь делаешь, Фредерик?
- Я собираю слова. Они тоже помогут пережить холодную зиму.
Наступила зима. Лютая и долгая. Запасы через какое-то время кончились, и мышки оголодали и стали замерзать. И тут они вспомнили про Фредерика.
- Как там твои запасы, Фредерик? - ехидно поинтересовались полевые мыши.
- Закройте глаза, я сейчас согрею вас солнечными лучами!
Мыши закрыли глаза и действительно ощутили тепло.
- А что там с красками?
- Закрывайте глаза! - сказал Фредерик.
И он стал рассказывать о красных и голубых цветах, о жёлтой соломе. Мыши закрыли глаза и увидели эти чудесные краски.
- А слова ещё остались?- начали волноваться мыши.
И Фредерик достал слова и рассказал мышиную историю. Она была чудесна!
Мыши восторженно запищали:
- Фредерик, да ведь ты - поэт!
Игра-1 «Мы веселые мышата». На первом же занятии, конечно, дети должны побыть веселыми, хлопотливыми мышками. Под очень простую подвижную музыку, а дети бегают врассыпную — ищут зернышки. Когда музыка останавливается, дети могут рассказать, какие зернышки они собирали. Игра такая проводится не один раз, она понравится детям, и они будут просить в нее поиграть несколько раз.
Со временем дети сами могут аккомпанировать подобной игре, например, шурша маракасами, исполняя глиссандо по металлофону или звеня бубном.
Игра -2 «Звучащие зернышки». На этом же занятии можно послушать, как шуршат разные зернышки. Использую цветные маркасы, сделанные из пустых коробочек от киндер-сюрпризов. Они засыпаны гречкой, рисом, пшеном или горохом. Дети берут по одному маракасу, слушают его звучание. Затем педагог шуршит одним из своих 4 маркасов и предлагает присоединиться тем детям, у которых есть такой же по звуку. Дети с определенным типом звучания маракаса собираются в отдельную группу. У каждой группы может быть «концертмейстер» — ребенок, у которого соответствующая крупа насыпана в открытый барабанчик.
Оркестр «Мышиное рондо». Когда все маракасы правильно определены, можно сыграть музыкальное рондо по типу тутти и соло. Вначале дети играют под любую польку все вместе (шуршат произвольно, а потом в эпизодах — по группам (рис, гречка, горох, пшено). В эпизодах дети играют метрический пульс.
Прекрасное украшение для этого рондо — «концертмейстеры» с барабанчиками. В первой части они покачивают барабаны, чтоб крупа в них издавала шорох. Во второй же части ребенок легко подбрасывает крупу в нем, чтобы вместе со всеми играть метрический пульс.
2 этап. Озвучивание первых эпизодов.
Эпизод-1. Мышки появляются. Будущий спектакль может начаться с появления мышек: пусть дети попробуют изобразить очень тихое шуршание с помощью бумаги, целлофана, картонных коробок. В кругу, каждый по очереди пробует быть солистом. Шуршание можно сделать очень разными способами, и дети должны попробовать их найти. В конце данной работы все вместе пытаются сделать общую звуковую картину «мышки появляются». Несколько детей на фоне звуков могут попробовать сыграть роль мышек: осторожно разведывать обстановку, опасливо высовывать носики.
Эпизод-2 «Мышки работают». Постепенно разучиваем с детьми игровую песенку «Веселые мышата». Ее интереснее исполнять как игру в парах с различными хлопками и простейшими движениями. В процессе работы пары могут соединиться в четверки: небольшое изменение движений сделает игру почти новой. Игра может проводиться в кругу, в парах.
Эпизод-3. «Осень наступила». Дети исполняют песенку чудесную и полезную песенку Н. Френкель «В октябре», аккомпанируя себе сами на разных инструментах. Один-два ребенка могут изобразить голое дерево, которое сечет дождь, вокруг которого летает, свистит ветер т. д. Звуки ветра и дождя дети вначале научатся производить без инструментов: артикуляцией, пальцами по полу, по коробочкам, стулу и т. д, а затем уже возьмут музыкальные инструменты.
Изображая Ветер, ребенок может взять нарезанный лапшой целлофановый пакет, а на дереве может трепетать последний лист из простой белой бумаги! Костюмы и атрибуты должны быть просты. Все декорации и костюмы изобретают и делают дети сами с помощью педагога.
Все, что дети данного возраста не могут соорудить сами для своего спектакля — не годится им в качестве предметов и среды для развития!
Эпизод-4 «Мышиные кладовки». Речевая ритмическая игра, которую мы сочинили с детьми на занятиях, приведена здесь в качестве примера. В ней дети закрепляют свои знания о мире и участвуют в веселом ритмическом музицировании. Она исполняется двумя группами детей, как речевое соревнование 3-4 раза, после чего следует импровизированный финал. В процессе работы дети учатся исполнять в звучащих жестах и на инструментах те ритмы, которые складываются из слов.
Детей надо побуждать, самостоятельно комбинировать названия злаков, чтоб получался один такт. Такая речевая импровизация ведет очень далеко. На основе этого умения завершением игры может стать речевая импровизация: все ходят по залу врассыпную и ритмично произносят цепочки слов. Примеры приведены в нотах.
Игра в «классики» «Мышиные кладовки». Интересная затея с движением получится, если из веревок на полу сложить фигуру как для игры в «крестики-нолики». Декламируя одну из последовательностей слов-зернышек, ребенок прыгает в клеточки вокруг центрального поля. На центральном поле можно поставить барабан с маракасами (запасы зернышек). Когда все освоят эту игру по одному, начинать могут два ребенка одновременно с противоположных клеток. А впоследствии и четверо друг за другом каноном!
По желанию данную театральную сцену можно расширить новым персонажем: Крот со счетами заставит вспомнить сказку «Дюймовочку» и сочинить что-то свое.
Эпизод-5 «Зима». Здесь с детьми предполагается сделать импровизированную звуковую картину, используя различные инструменты, звуки голоса, дудочки. В театрализации может быть персонаж – старуха Зима, Вьюга. Дети могут изобразить зимний лес, где каждый ребенок — особое дерево, замерзшее и холодное. Птицы (ворона, синички, дятел) помогут разнообразить и продлить эту картину. Картина является совместной работой педагога и детей, а исследование, импровизация — главное в работе с ней.
3 этап. Композиция-1. На данном этапе надо с детьми попробовать импровизированно разыграть первую часть сказки. Но у нас еще пока нет главного героя — мышонка Фредерика, который все время мечтает.
Эпизод 6. «Фредерик мечтает». Любой вызвавшийся быть Фредериком ребенок может сесть и «мечтать», а педагог сопровождает его мечты игрой мелодии на флейте или отдельными звуками металлофона, треугольника. «Музыка мечты» затем исполняется детьми в составе 2-3 человека на металлофоне, колокольчике, хрустальных фужерах.
Эпизод-7. «Солнечные лучики. Краски. Слова». На вопрос мышек «Почему он не работает?», ребенок, вызвавшийся быть Фредериком, учится отвечать. В это время могут появляться солнечные лучики, краски, слова. «Слова» могут сами себя вербально представлять, при этом двигаясь и замирая в разных позах: «Добро», «Тепло», «Дружба», «Весна». Для каждого образа дети выбирают инструмент, и один из детей озвучивает крошечной импровизацией соответствующие слова сказки.
Когда эти импровизированные эпизоды будут намечены, можно попробовать разыграть первую осеннюю половину сказки. Она вполне может стать сценарием полноценного осеннего утренника! Сцены в ней могут быть такие:
• появление мышей,
• мышки работают,
• Фредерик мечтает (3 эпизода,
• осень наступила,
• мышиная кладовка и Крот-счетовод,
• зима.
Можно поговорить об этом спектакле как о проекте для работы и воспитателей, и музыкального руководителя.