Мухпулова Анархан Худайбердыевна
Методическая разработка «Мы и космос»
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 46
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«МЫ И КОСМОС»
Составила:
Мухпулова Анархан Худыйбердыевна
Воспитатель
Рис. 1 Структурно-содержательная модель формирования у детей 6 7 лет основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира
(на материале астрономии)
Рис. 2 Структура работы с детьми по методической разработке «Мы и космос»
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Публикация «Методическая разработка „Мы и космос“» размещена в разделах
1 этап – Подготовительный
Цель: изучение методической литературы, разработка планов, системы методов и приемов для работы с детьми, родителями. Поэтапное планирование работы воспитательно-образовательного процесса.
Один из основных путей решения поставленных задач, в первую очередь – это повышение уровня самообразования для работы в новых условиях. Работа началась с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, повышения уровня самообразования. Для этого изучался и пересматривался ряд методической литературы.
Была проведена первоначальная диагностика сформированности у детей дошкольного возраста основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира (на материале астрономии).
1I этап – Основной (практический)
Цель: Работа с детьми по темам, создание развивающей среды, взаимосвязь с социумом, организация просветительской работы с семьями воспитанников.
1. Работа с детьми
Созданы педагогических условий, необходимые для формирования основ научного миро-понимания у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с астрономией, реализовано содержание, формы и методы структурно-содержательной модели формирования основ научного миропонимания у детей в процессе совместной деятельности по ознакомления с явлениями окружающего мира (на материале астрономии).
2. Взаимодействие с родителями
Знания ребенка зависят от успешности взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Формирование научного миропонимания, астрономические представлений у детей немыслимо без активного участие в этом процессе педагогов, всего персонала детского сада и непосредственного участия родителей.
Работа с детьми строится в тесном взаимодействий с семьями воспитанников, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношение к окружающим, первые навыки общения. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Поэтому воспитателю необходимо сделать родители своими союзниками в воспитании и формировании элементарных астрономических знаний у ребенка.
Содержание этой работы включает:
• Определение роли родителей в формировании элементарных астрономических знаний у детей до школьного возраста через совместную деятельность.
• Определение форм и средств воспитания в семье по данной теме.
• Повышение педагогической культуры родителей расширение их педагогического кругозора.
Для этого разработана «Модель вовлечения родителей в единое образовательное пространство по теме «Мы и космос» (Рис. 3, где используются разнообразные формы взаимодействия с семьями.
Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. В самом начале было проведено анкетирование (Приложение 4) среди семей воспитанников: 100% родителей высказались «за» расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности – астрономии как науке о Вселенной, изучающей небесные тела. Добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками познавательного процесса детей.
Повышению астрономической компетенции родителей способствовали семинары «Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с астрономией», консультации «Роль художественной литературы в формировании у старших дошкольников астрономических представлений», беседы («Развитие одаренности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с астрономией», дискуссии «Взаимодействие детского и семьи как условие формирования астрономических представлений у детей», круглые столы «Обмен опытом по формированию познавательного интереса к астрономии у старших дошкольников».
Родители были партнерами детей во время совместных мероприятий, принимали участие в сюжетно-ролевых; дидактических играх; исполняли ведущие роли, поддерживали ход игры; участвовали в составлении кроссвордов; оформлении альбомов: «Первый в космосе», «Солнечная система», «Сказочный мир созвездий», «Астрономические сказки»; изготовлении макетов: космического корабля, солнечной системы, искусственного спутника; в организации и проведение досугов: «Большое космическое путешествие», «Земля наш дом», «Космические старты»; конкурсе чтецов «Юный астроном»; творческих вечеров.
3. Работа с педагогами
Разработаны и проведены консультации для педагогов: «Формирование основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира на материале астрономии», «Космические фантазии в ДОУ», «Как познакомить дошкольников с космосом»
Рис. 3 Модель вовлечения родителей в единое образовательное пространство по теме
«Мы и космос»
4. Работа с социумом
В тесном контакте ведется работа с культурно-образовательными учреждениями социума: Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества, Муниципальным бюджетным учреждение культуры «Музей истории и культуры Среднего Прикамья», Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 2, Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Дом культуры «Заря» (Рис 4, где дети посещают различные мероприятия и сами принимают участие в них.
Рис 4 Взаимодействие с социумом
1I этап – Заключительный (коррекционно-диагностический)
Цель: фиксация результатов, подведение итогов, организация мониторинга и доказательство целесообразности педагогических условий, обоснованности структурно-содержательной модели, системы методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста по формированию элементарных астрономических представлений.
Уточнялись отдельные выводы, оформлялись полученные результаты и материалы.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ
Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребенок живет и развивается.
Для формирования и поддержания интереса детей к астрономии в группе создана развивающая среда, позволяющая сочетать познание астрономии с математикой, экологией, изобразительной, продуктивной и другими видами деятельности, а значит, обогащать познавательную деятельность, наполнять ее реальным смыслом и содержанием.
В содержание образовательной среды было включено:
• предметно-пространственное окружение (создание игровой астрономической зоны);
• социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив ДОУ);
• событийно-познавательное окружение (экскурсии, досуги, встречи с интересными людьми)
• информационное окружение (иллюстрации; макеты «Лунный кратер», «Необъятный космос», «Космодром»; банеры «Звездное небо, «Солнечная система; кроссворды; игротека «Космотека» где подобраны дидактические игры, игрушки и оборудование для сюжетно-ролевых игр; картотека художественного слова: стихи, сказки по данной теме; п, светильник «Метеоритный дождь»).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ И РИЕМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Важным условием формирования у детей дошкольного возраста основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира (на материале астрономии) является организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познава-тельной) информацией о Солнце, Земле, Луне, звездах, планетах, Вселенной и развитие на этой основе познавательного интереса к первоначальным знаниям из области астрономии.
Выбор организационных форм воспитания и видов деятельности зависит от целей, задач воспитания, возраста детей. Применение тех или иных форм воспитания и видов деятельности позволяет создать нужную систему отношений, в которую включается воспитанник, педагог, родители. Неоценимое значение приобретает наполнение деятельности детей игровым со-держанием, учитывая то, что игра является активизирующим фактором развития личности ребенка.
Использование игровой деятельности при позволяет решить ряд дидактических задач, в частности:
а) уточнение, расширение, закрепление имеющихся представлений;
б) развитие памяти, внимания, наблюдательности, мышления, речи;
в) активизация разнообразных умственных действий. Содержанием об астрономии могут быть наполнены разные виды игр:
- дидактические с предметами («Солнечная система», «Космокубик», картинками («Парные картинки», «Пазлы», «Космическое лото» и словесные («Звук потерялся», «Найди ошибку»);
- подвижные («Космонавты», «Найди свою ракету», «Ракеты на старте»);
- творческие игры: строительно-конструктивные («Космолет», «Ракеты на космодроме»).
- сделать астрономию понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда взрослых, связанных с освоением космоса и одновременно «обучаются» астрономии.
Экспериментирование «Запуск ракеты», «Метеориты и кратеры», «Гравитация, «Притяжение» и т. п. является важнейшим видом поисковой деятельности и характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования, дети сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания по астрономии.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем получения результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей большой популярностью различные интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?»» «КВН» и др. Детям нравится нестандартные вопросы, веселые, необычные и в тоже время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов).
Значительное место отводится чтению художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, мифы, легенды). Художественная литература обладает огромными дидактическими возможностями. Интересны мифы и легенды («Подвиги Геракла», «Как отважный персей спас красавицу Андромеду и т. п.) каждые из которых представляют собой как бы мини-программу ознакомления детей с астрономией.
Анализ фактов диагностики развития детей по этапам обучения
Сравнение диаграмм показало (Приложение)
1. На всех этапах обучения начала к концу учебного года существенно увеличивается количество детей показателями высокого уровня развития.
2. От средней до старшей группы на начало учебного года снижается количество детей с низким показателем развития.
3. На начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 6 детей (24%, на среднем уровне были знания у 10 детей (40%, низкий уровень – у 9 детей (36%). Знания детей об астрономии были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе.
4. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов в совместной деятельности педагога с воспитанником и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 15 детей (60%, средний уровень - 1 ребенок (40%, низкий уровень: 0 детей (0%).
Вывод:
1. Система способствует формированию астрономических представлений, так как качество образования в результате поднимается от 35% до 97%
2. Система способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру, так качество образования в результате поднимается с 40% до 99%.
3. Данную работу можно село отнести к разряду психосберегающей на том основании, что в ней успешен каждый ребенок, что в ней успешен каждый ребенок, что ведет к эмоциональной удовлетворенности и уверенности в себе.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка «Мы и космос» предусматривает наблюдение развитие личности воспитанников, осуществляется в ходе анкетирования и в формах промежуточного и итогового мониторинга.
Анкеты, оценка-отзывы родителей воспитанников позволяют педагогу лучшее узнать детей, проанализировать работу в целом, обдумать и спланировать дальнейшие действия.
Принципы оценивания:
• Важным условием оценки результативности является благополучие психоэмоционального состояния детей.
• Обязательное поощрение детей за их старания и желание в выполнение заданий через:
Через подарение медалей, значков, дипломов;
В ходе общения ребенка и воспитанников;
Ритуал посвящения в астронавты.
ИТОГ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
В ходе реализации методической разработки «Мы и космос» можно сделать вывод, что подобная совместная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию научного миропонимания. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-практическая ценность данной работы заключается в следующем:
1. Спроектирована и обоснована структурно-содержательную модель формирования у детей дошкольного возраста основ миропонимания в процессе совместной деятельности по ознакомлению с явлениями окружающего мира (на материале астрономии);
2. Внедрена система методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста основ миропонимания в процессе совместной деятельности по ознакомлению с явлениями окружающего мира (на материале астрономии).
3. Созданы условия для организации и проведения работы по формированию у детей дошкольного возраста основ миропонимания в процессе совместной деятельности по ознакомлению с явлениями окружающего мира (на материале астрономии).
4. Разработаны критерии и соответствующие им показатели, определяющие сформированность у детей дошкольного возраста основ миропонимания в процессе совместной деятельности по ознакомлению с явлениями окружающего мира (на материале астрономии)
В процессе освоения системы испытывали трудности:
1. В подборе научно-методических рекомендаций по проблеме.
2. В подборе наглядного дидактического материала.
3. При создании развивающей среды.
Данная работа окажет помощь педагогам дошкольного и начального школьного обучения, студентам педагогических учебных заведений, домашним воспитателям и родителям
• При организации кружковой работы или внеклассных мероприятий по формирования астрономических представлений;
• В организации работы по формированию у детей научного мировоззрения;
• При организации работы по развитию информативности и связности речи;
• При организации работы по развитию умственных способностей дошкольников;
• При организации психофизиологической и интеллектуальной подготовке к школе.
Рекомендации к использованию данного опыта:
Для эффективности использования системы работы необходимо:
1. Наличие указанной выше материально-технической базы, литературы, указанной в методической разработке.
2. Приниматься за обучение детей только в том случае, если данная деятельность вызывает интерес и удовольствие.
3. Продумать адаптацию системы к условиям работы конкретного детского сада.
4. Учитывать возрастные, сенситивные периоды развития детей.
5. Обучающий материал включать в содержание всех видов деятельности (познавательная, продуктивная, игровая).
6. Вести работу по обучению детей в тесном контакте с родителями.
7. Вести работу с привлечением социальных институтов.
8. Создать условия для развития самостоятельной деятельности, «игротеки» в группе.
1. Второе направление представлял поведенческо-деятельностый компонент, включающий в себя умение отражать полученные астрономические знания в игровой, продуктивной, творческой, экспериментальной деятельности: дети рисовали («Пусть всегда будет Солнце!», «Календарь будущего», «Лунная ночь», «Звездное небо», «Мой знак зодиака», «Космические дали», лепили («Мое Солнышко», «Земля до начала времен», «Космонавты», «Млечный путь», «Солнечная система», «Веселые инопланетяне», конструировали (часы будущего, космические шатлы, ракеты, создавали макеты (космических кораблей, солнечной системы, сочиняли загадки («Греет, а не печка», «Ласковое как мама», «Желтое, как одуванчик, но в руки взять нельзя», составляли рассказы («Как люди жили в прошлом?», «История часов», «Почему Солнце называют "солнышком"?», принимали активное участие в праздниках и развлечениях (КВН «Узнай название созвездий», «Приключение Лунтика», отражали полученные знания в сюжетно-ролевых играх («Кругосветное путешествие», «Летим в космос», «Мы космонавты», опытах («Действительно ли Солнце греет?», «Далеко-близко», «Звезды светят постоянно», в составлении проектов («О чем молчит Большая Медведица?», «Каждая семья часть Вселенной»).
Третье направление связано с реализацией эмоционально-ценностного компонента: организацией детских турниров («Путешествие в мир сказок с ас-трономическим содержанием», тематических вечеров («Астрономический до-суг», викторин («В гостях у Царицы Астрономии»); общением детей и взрослых
Первый уровень – мифологическое миропонимание – появляется в младшем дошкольном возрасте, второй уровень – философское миропонимание формируется в среднем дошкольном возрасте, к старшему дошкольному возрасту складывается третий уровень – научное миропонимание. Детское миропонимание исключительно динамично и зависит: а) от возраста ребенка; б) от его личностных параметров
(доминирующих потребностей, пассивно-отражательной или активно-кон-струирующей жизненной позиции; в) от сложившейся системы ценностей, жизнен-ных смыслов); г) от социокультурной ситуации развития (культуры, образовательной парадигмы, социально-экономических факторов). Исходя из вышеприведенных рассуждений сущность понятия «формирование основ миропонимания» у детей 6 7 лет мы определяем как целенаправленный и организованный процесс поэтапного включения детей в познавательную деятельность, способствующий развитию их взглядов на мироустройство, создающий условия для целостного представления о мире, отношения к миру и к самому себе.
2. Таблица 1
3. Критерии и показатели сформированности у детей 6 7 лет основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира (на материале астрономии)
4.
Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие астрономических представлений) Представления ребенка об астрономии как науке;
представления о профессиях людей, связанных с работой по освоению космоса; проявление познавательного интереса к окружающему миру.
Поведенческо-деятельностный компонент (астрономические знания и отношение к окружающему миру) Применение имеющихся знаний в игровой, продуктивной, экспериментальной, творческой деятельности, умение опираться на эти знания в поведении и в повседневной жизни; дружелюбное общение со взрослыми и сверстниками, взаимопомощь, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный ком-понент (качества личности) Стремление к пониманию мира космоса и звезд, желание от-мечать необычное в мире звезд и космоса; проявление наблюдательности, любознательности, эмпатии.
5.
6. Низкий уровень: дети не могут объяснить содержание астрономических названий (Солнце, Луна, звезды, не проявляют интереса к знаниям из области астрономии, окружающим природным явлениям; имеющиеся знания из области астрономии не могут применять в игровой деятельности, в продуктивной деятельности, не находит отражения тематика, связанная с астрономией; в процессе наблюдения за картиной мира (различное расположение Солнца в течение дня, смена времен года, частей суток) дети не проявляют интереса; не умеют договариваться в процессе выполнения совместных действий, быстро теряют интерес к заданию и оставляют свою работу.
7. Средний уровень: дети имеют представления о Солнце, звездах, Луне, но не всегда могут рассказать о них; у них наблюдается неустойчивый интерес к зна-ниям из области астрономии, имеющиеся у них представления о явлениях окружающего мира (на материале астрономии) нечеткие, неконкретные, дети задают вопросы о явлениях окружающей действительности только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, творческих заданий; имеющиеся знания применяют в различных видах деятельности по инициативе взрослого; имеют достаточные знания об окружающем мире, но не умеют использовать их в игре; положительно относятся к продуктивным видам деятельности, проявляют избирательность в зависимости от привлекательности занятия; под руководством взрослого способны организовывать свою деятельность.
8. Высокий уровень: дети могут объяснить явления окружающего мира, проявляют ярко выраженный интерес к астрономии, знают, что это за наука (в пределах познавательных возможностей дошкольного возраста); употребляют в повседневной речи слова из области астрономии; имеющиеся знания используют в разных видах деятельности; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; задают множество познавательных вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; в процессе продуктивной, творческой деятельности находчивы, изобретательны; стремятся и умеют проявлять инициативу, творчески подходить к выполнению работы.
9. Формирующий этап исследования был направлен на формирование у детей 6 7 лет основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира (на материале астрономии). Воспитательно-образовательная работа была построена с опорой на три направления. Первое связано с когнитивным компонентом: дети получали представления о Солнце, самой близкой звезде, о сменяемости дня и ночи, смене времен года; об истории календаря; о происхождении Земли, ископаемых растениях и животных; о Луне – единственном естественном спутнике Земли, о первых космических полетах; о многообразном мире звезд, созвездиях, планетах Солнечной системы.