Лидия Борисовна Васильева
Методическая разработка «Математика — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!
(проблемно-игровые ситуации для детей раннего возраста)
Разработала воспитатель:
Васильева Л. Б. (выс. кв. категория)
Введение
Предлагаю Вашему вниманию систему игр включающих комплекс заданий и упражнений для обучения детей элементарной математике, создания ситуаций сотрудничества и содеятельности.
Публикация «Методическая разработка „Математика — это интересно“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Огромную долю информации человек получает из обыденной жизни, в результате своей повседневной деятельности. Самый естественный вид деятельности – игра. Ребенок растет, подрастают и его игры; они становятся более продолжительными, более сложными по содержанию. Играя, ребенок многому учится, и притом учится с удовольствием. Удивительное свойство игры – способность доставлять удовольствие, радость, дает нам взрослым прекрасную возможность многому научить детей, не принуждая их к обучению. Дети охотно выполняют самые обыденные дела (например, уборка, если вокруг них создается игровая ситуация, мотивирующая необходимость тех или иных действий (соревнование, помощь игрушкам и др.).
Какого бы возраста ни был ребенок, для него важно осознание своей значимости, необходимости в мире, а также ощущение готовности участвовать в ней. Помочь ребенку самоутвердиться должен взрослый – добрый, всезнающий, все умеющий партнер по игре. Взрослый мягко, но настойчиво увлекает детей игрой (ни в коем случае не принуждая) и продвигается вместе с ним по ее этапам до логического завершения.
В проблемно-игровой ситуации педагог развивает у детей самостоятельность, детскую инициативу, творческую деятельность, поиск решений, мыслительную деятельность: умение анализировать, сравнивать, обобщать, осваивать практические способы и умения.
Проблемно-игровые ситуации предлагаю проводить с 5-6 детьми. Обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которого в доступной и занимательной форме ребенок овладевает математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях.
Проблемно-игровая ситуация «Закрой двери в домиках»
Задачи:
• В игровой ситуации помочь решить проблему (найти дверь к домикам).
• Формировать умения сравнивать предметы по ширине, определяя, что шире, что уже.
• Развивать внимание, инициативу, самостоятельность, мыслительные операции, умения повторять движения, координацию движений.
• Стимулировать желание приходить на помощь к другим.
Материал: для каждого ребенка вырезан домик с прямоугольной прорезью в дверях и два прямоугольника, один из которых точно закрывает дверь, другой уже, чем прорезь, игрушка волка.
Ход:
Жил зайчик, у него был домик. Посмотрите, что есть у домика (крыша, дверь). Когда зайчик заходил домой он плотно закрывал дверь. Как вы думаете почему? (высказывания детей) Я прочитаю стихотворение, слушайте внимательно.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять.
Вдруг волчище выбегает
Зайчик в домик убегает.
Волк бежит к домикам. Спасем зайку от волка. Поможем зайчику дверь закрыть плотно, чтобы волк не смог вбежать в домик. Нужно выбрать ключ, чтобы подошел к двери плотно. Дети примеряют прямоугольники к двери, сравнивают их по ширине, используя в речи слова «уже», «шире», «поуже», «пошире». Находят нужную дверь и закрывают. Что вы сделали? Помогли зайчику плотно закрыть дверь, и этим спасли зайчика от волка. Волк ходит вокруг домиков и не может в них попасть. Зайчик вам передает большое спасибо, вы настоящие друзья.
Проблемно-игровая ситуация «Дружная семья»
Задачи:
• В игровой ситуации решить проблему «построиться по росту на зарядку».
• Развивать умение входить в игровую ситуацию.
• Побуждать детей раскладывать предметы по размеру от высокого до низкого и наоборот.
• Стимулировать желание осуществлять поисковые действия.
• Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, речь.
• Воспитывать желание приходить на помощь.
Материал: зайцы разных размеров, морковки разных размеров.
Ход:
В заячьей семье есть папа, мама, дедушка, бабушка и маленький зайчонок. Они все одинакового роста? Нет. Утром встали они на зарядку, но не могут построиться по росту. Вы можете их построить? От самого высокого до самого низкого зайчика, и наоборот. Дети выстраивают зайчиков.
После зарядки зайчики начинают завтракать, что они любят? Морковку. Вот у меня морковки, они все одинаковые? Нет. Подумайте, кому какую морковку вы дадите? Возьмите морковки и угостите зайцев. Зайчики похвалили вас, вы морковки разложили по порядку – от самой длинной до самой короткой. Молодцы!
Проблемно-игровая ситуация «Поможем мишке»
Задачи:
• В игровой ситуации помочь решить проблему «определить на что похож предмет».
• Побуждать принимать игровую задачу.
• Способствовать умению входить в игровую ситуацию.
• Развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, речь.
• Воспитывать желание помогать другим.
Материал: игрушка мишка, мешочек, в них плоскостные игрушки в виде мяча, зайчика, гриба, груши, неваляшки, круга.
Ход:
Прибегает грустный мишка с мешочком в лапах. Мишка, ты что такой грустный? Мне подарили на день рождения подарки в мешочке, а я не могу узнать на что они похожи. Может ваши дети узнают на что похожи предметы в мешочке. Помогите мне пожалуйста. Дети берут из мешочка по одному предмету и придумывают на что похожи предметы, на грушу, мяч, шарик, зайку, грибок и т. д. вот спасибо вам дети, вы такие сообразительные, внимательные, помогли мне, теперь я стал радостный и веселый.
Проблемно-игровая ситуация «Соберем цыплят»
Задачи:
• В игровой ситуации помочь решить проблему «помочь курочке из геометрических фигур сложить цыплят».
• Развивать желание отвечать на вопросы педагога по ходу игры
• Проявлять находчивость, сообразительность, внимание.
• Побуждать различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат треугольник) и их цвет.
• Развивать самостоятельность, инициативу, мыслительные операции, внимание.
• Воспитывать умение приходить на помощь.
Материал: рисунок курочки с цыплятами, сделанные из геометрических фигур.
Ход:
Гуляла курочка с цыплятами на полянке. Какого цвета курочка? Из чего сделаны цыплята? Из геометрических фигур. Расскажите из каких. Круг, квадрат, треугольник. Они все одинакового цвета? Нет, хвостики и крылышки разного цвета. Вдруг подул ветер и цыплята рассыпались. Курочка загрустила, что делать? Вы можете помочь курочке, собрать цыплят из геометрических фигур?
Дети собирают цыплят из геометрических фигур. Курочка благодарит детей за помощь. Дети ей рассказывают, из каких геометрических фигур они собрали цыплят.
Проблемно-игровая ситуация «Посылка для зайчика»
Задачи:
• В игровой ситуации помочь решить проблему «узнать, что лежит в посылке».
• Совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; и геометрические тела: шар, куб.
• Развивать творческие способности, умение обосновывать правильность решения.
• Развивать воображение, логическое мышление, внимание речь.
• Стимулировать желание помогать зайчику.
Материал: игрушка зайчик, карточки с геометрическими фигурами желтого, синего и красного цвета, мешочек, в котором лежат маленькие и большие шары и кубики разных цветов, набор палочек 4 зеленых, 3 желтых и веревочка.
Ход:
Зайчику пришла посылка, он не может ее открыть. Поможем зайчику открыть посылку? Посмотрим, что в ней лежит. Воспитатель достает карточки с изображением геометрических фигур, предлагает рассмотреть и поиграть с ними. Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему? Зайчик очень рад, что дети внимательны. Посмотрите, что еще в посылке? Палочки цветные и веревочка. Палочки какого цвета? Из зеленых что можно выложить? (квадрат) Из красных? (треугольник) А из веревочки – круг.
Воспитатель читает стихотворение.
Я чудесный мешочек,
Вам ребята ваш дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть?
Достает зайчик мешочек, что же в нем лежит? Ты попробуй угадать на ощупь. Не могу. А дети могут узнать? Дети на ощупь определяют (шар, куб, маленький, большой). Зайчик благодарит детей, за то, что помогли ему определить, что лежало в посылке. Спасибо!
Проблемно-игровая ситуация «Построим гаражи»
Задачи:
• В игровой ситуации решить проблему «построить гараж по размеру машины».
• Закреплять понятия большой – маленький.
• Развивать конструктивные способности.
• Устанавливать соответствия между размерами сооружения постройки.
• Проявлять самостоятельность, инициативу.
• Вовлечь детей в результативную деятельность.
• Развивать мышление, речь, внимание.
• Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: машинки разного размера на каждого ребенка, строительный материал.
Ход:
Мальчики, вы с какими игрушками любите играть? Машинки у нас по размеру все одинаковые? Какие есть? (большие и маленькие) Что можно возить на больших машинах? Как называются большие машины? (грузовые) Как называются маленькие машины? (легковые) Где машины стоят? (в гараже) У наших машин гаражей нет, где нам их можно взять? Предлагаю вам построить гаражи для наших машин. Гараж будет состоять из стен, крыши и дверей.
Дети строят гаражи, каждый для своей машины.
Как здорово, что вы сделали гаражи для машин. Молодцы!
Проблемно-игровая ситуация «Подбери одежду кукле»
Задачи:
• В игровой ситуации помочь решить проблему «подобрать одежду кукле».
• Побуждать входить в игровую ситуацию.
• Стимулировать желание осуществлять поисковые действия.
• Способствовать умению группировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику.
• Воспитывать умение оценивать свои действия.
Материал: 4 куклы, одежда для кукол: платья желтого и зеленого цвета, сарафаны синего и красного цвета, бантики, носочки, сумочки основных цветов.
Ход:
Куклы с утра раскапризничались, не могут выбрать себе платье. Помогите, пожалуйста, куклам одеться. У них очень много одежды. Кукла Оля просит желтое платье, кукла Юля хочет синий сарафан, кукла Алина – зеленое платье, а кукла Даша – красный сарафан, кто хочет помочь куклам? Дети находят куклам платья и сарафаны.
К платью надо подобрать носочки, бантик, сумочку, такого же цвета как платья.
Куклы нарядились, стали веселыми, им понравилось, как вы им подобрали наряд.
Проблемно-игровая ситуация «Как разместить гостей»
Задачи:
• В игровой ситуации помочь решить проблему «как разместить гостей».
• Развивать умение размышлять и делать вывод.
• Вызвать желание вести диалог по ходу игры.
• Способствовать развитию представлений о местоположении предметов в пространстве, речи и внимания.
• Воспитывать доброту, самостоятельность.
Материал: мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса, курочка, цыпленок, петух; кукла, стол, стульчики.
Ход:
У Кати день рождения. Она пригласила гостей, приготовила угощения. Теперь надо подумать о том, как разместить, приглашенных гостей за праздничным столом. Рассуждайте вместе с детьми. Зайку можно посадить рядом с волком? Он будет обижать зайку. С кем можно посадить зайку? Рядом с петушком, они ведь дружат (сказка «Заюшкина избушка»). А волка куда посадим? Между лисой и медведем. Где сядет цыпленок? Рядом с мамой курицей. А курица рядом с петухом.
Молодцы, помогли Кате разместить гостей за столом.