Ирина Шишкалова
Мастер-класс «Комплексное изучение фольклора»
Методическая разработка Мастер - класс по теме :
«Комплексное изучение фольклора»
Ирина Михайловна Шишкалова
Целевая аудитория: воспитатели, музыкальные руководители, руководители фольклорных ансамблей.
Мастер-класс проводится с участием детей старшей и подготовительной группы.
Первая часть: вокально - ритмические упражнения, элементы народного танца.
Публикация «Мастер-класс „Комплексное изучение фольклора“» размещена в разделах
Ход мастер-класса.
Дети подготовительной и старшей группы входят в музыкальный зал под аккомпанемент баяна. Рассаживаются на стулья.
Ведущая мастер-класса : Ребята, сегодня у нас гости. Давайте покажем то, что мы с вами уже умеем делать.
Уважаемые коллеги, каждое наше занятие начинается с исполнения вокальных упражнений.
Первая часть: «Вокальные упражнения»
Первое упражнение, которое мы хотим вам представить, называется «Паровоз». Оно направлено на развитие правильного дыхания, ощущения диафрагмы.
1.«Паровоз»
Руки согнуты в локтях. Попеременно руки разгибаются в локте, и выпремленная рука выставляется вперёд. Правая рука распрямляется, а лева согнута в локте, затем левая рука распрямляется, а правая согнута в локте.
Одновременно с движениями рук чё тко произносим: «Чух-чух, чух –чух»
Упражнение можно исполнять, как без музыкального аккомпанимента, так и с использованием аккомпанимента.
«Чух-чух» проговариваем восемь раз, после чего гудим «У»
2. «Бегемотик»
Проговариваем на распев: «Бедный бегемотик, у него такой большо-о-о-й животик, а у меня такой ма-а-а-ленький»
При произношении показываем выставленными перед собой руками большой круг – это большой животик, а сложенными ладошками - маленький животик.
3. «Баба - Яга»
Упражнение начинаем с рассказа: «Баба – Яга села в ступу, а ступа не заводится. Ребята, давайте поможем завести ступу. Эта ступа полетит, если ступа загудит. Звук «У» проговариваем протяжно на одном дыхании, начиная с низкого и доходя до самого верхнего по высоте звука.
Сопровождаем произношение звука с движением руки. В начале, руку держим внизу, показывая, что ступа стоит на земле, затем постепенно поднимаем руку вверх, описывая небольшие по амплитуде круговые движения.
Говорим «Бух! Свалилась» и начинаем упражнение заново.
Три четыре раза будет достаточно.
После чего говорим: «Тучку задела»
4. Упражнение «Дождик» (Ай-яй-яй)
5. Скороговорка «Белые бараны били барабаны»
6. Упражнение «Е-ли, е-ли-я»
7. Упражнение «И-и-и-и, и-я»
Ритмические упражнения:
1. Упражнение «Эхо» (повторить ритмический рисунок)
2. Прохлопать четвертями под аккомпанемент баяна
3. Прохлопать восьмыми под аккомпанемент баяна
А сейчас, ребята, разбирайте инструменты.
4. Шумовые и ударные инструменты (ложки, рубель, бубен, бубенцы)
Дети разбирают шумовые и ударные инструменты, называют каждый инструмент, и исполняют оркестр в сопровождении баяна.
Элементы народного танца:
Дети исполняют элементы народного танца.
1. Пружинка
2. Хлоп-топ
3. Ковырялочка
4. Полочка
5. Элементы мужского танца (присядка)
6. Танец с приглашением
А сейчас мы хотим для вас спеть песни разных областей России.
Исполнение песен:
1. Календарная песня Белгородской области - «Как поедем мы на ярмарку»
2. Плясовая песня Московской области – «Мы идем, самовар несём»
3. Шуточная песня Смоленской области – «Кот на печке ночевал»
4. Потешка Московской области – «Из-за леса, из-за гор»
5. Шуточная песня Московской области – «И шёл козёл дорогою»
Приглашаем с нами поиграть.
Игры вместе со зрителями:
1. «Я змея»
2. «Колокольцы – бубенцы»
3. «Заинька»
4. «Трифон»
Спасибо за внимание. Наш мастер-класс подошёл к концу.
Дети покидают зал.
Обсуждение мастер-класса, ответы на вопросы.
Тексты песен
«Как поедем мы на ярмарку»
Как поедем мы на ярмарку гулять.
Будем с гор кататься петь и танцевать.
А мы вороных коней запряжём
И с собою всех гостей позовём.
Гости, гости наряжайтесь
В путь – дорогу собирайтесь.
«Мы идём, самовар несём»
Мы идём, идём, идём - самовар на стол несём.
Самовар на стол несём – песни звонкие поём.
Песни звонкие поём – да бараночки жуём.
«Кот на печке ночевал»
Кот на печке ночевал, варежки оставил.
Кошку в гости пригласил, самовар поставил.
Кошка в гости не пришла, котик рассердился.
Все блины, сметану съел, самовар на хвост надел.
«Из-за леса, из-за гор»
Из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор.
Сам на кобылке, жена на лошадке.
Дети на телятках, внуки на козлятках.
«И шёл козёл дорогою»
И шёл козёл дорогою, дорогою, дорогою.
Нашёл козу безрогую, безрогую нашёл.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем с тобой.
И горюшко размыкаем, размыкаем, размыкаем с тобой.
И шёл козёл по мостику, по мостику, по мостику.
Нашёл козу без хвостика, без хвостика козу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем с тобой.
И горюшко размыкаем, размыкаем, размыкаем с тобой.
И шёл козёл канавою, канавою, канавою.
Нашёл козу корявую, корявую нашёл.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем с тобой.
И горюшко размыкаем, размыкаем, размыкаем с тобой.
Текст игр:
«Я змея»
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом?
Ну, конечно же, хочу.
«Колокольцы – бубенцы»
Колокольцы – бубенцы раззвонились удальцы.
Диги – диги, диги – диги - дон –
Отгадай, откуда звон.
«Заинька»
Заинька серенький, заинька беленький –
Некуда заиньке выпрыгнуть, некуда серому выскочить.
Есть города всё турецкие, замочки висят всё немецкие.
Ну-ка зайка, скоком – боком перед нашим хороводом
Ну – ка, зайка, попляши всему миру покажи.
Больше не балуйся, лучше поцелуйся!
«Трифон»
Как у дядьки Трифона было семеро детей.
Семеро, семеро, было семь сыновей.
Они не пили, не ели, всё на Трифона смотрели.
Разом делали – вот так!