Светлана Грабельных
Проект «Легенда об Арюне»
▼ Скачать + Заказать документы
Легенда об Арюне
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования Иркутской области
«Центр развития дополнительного образования детей»
Методическая разработка
Легенда об Арюне
Автор: методист
ГАУ ДО ИО «Центр развития
дополнительного образования детей»
Грабельных Светлана Петровна
Иркутск, 2023г.
Структура методической разработки
1 Аннотация.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список использованных источников.
6. Приложение 1.
Аннотация
Публикация «Проект „Легенда об Арюне“» размещена в разделах
Данная разработка может быть использована при изучении темы «Хребты Байкала» по дополнительной общеобразовательной программе «Байкаловедение», а также как национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. С помощью легенды ребята знакомятся с названиями хребтов Байкала. Далее закрепляют знания посредством пазл-игры, дополнительно расширяя знания территориальными характеристиками хребтов Байкала.
Введение
Актуальность методики заключается в том, что данная разработка дает возможность за короткий промежуток времени запомнить все названия хребтов Байкала, а также их территориальные характеристики такие как:
самая высокая точка хребта, географическое расположение (по населенному пункту, территориальные объекты.
Научные знания даются в доступной игровой форме в дружеской и искренней обстановке. У детей формируется позитивное отношение к окружающему миру.
В рамках сетевого взаимодействия организовано сотрудничество с филиалом Большелугской детской школы искусств им. Самарина с образовательно-воспитательной целью формирования и развития личности.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня научных знаний детей. Свободное владение знаниями по теме «Байкальские хребты» курса «Байкаловедения» для обучающихся. Позитивное отношение детей к окружающему миру. Оценка эффективности методической разработки производится на основе пазл-игры.
Цель: определение названий хребтов Байкала по их физико-географическим особенностям посредством пазл-игры.
Задачи
- Формирование знаний о горном окружении озера Байкал.
- Развитие навыков работы с географическими информационными источниками.
- Развитие логического мышления обучающихся.
- Воспитанию чувства ответственности и любви к окружающей природе.
Учебно-наглядный комплекс
Карта Восточной Сибири, книга «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» Е. Н. Кузеванова, В. Н. Сергеева, методическая разработка «Легенда об Арюне» С. П. Грабельных, пазл-игра «Хребты Байкала».
Основная часть
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока, цели и задач, плана работы.
3. Знакомство с произведением «Легенда об Арюне».
4. Работа с картой Восточной Сибири и учебником «Байкаловедение».
5. Закрепление материала пазл-игрой «Хребты Байкала». (Приложение 1)
6. Рефлексия.
Легенда об Арюне
В давние-давние времена с космического владения землянам был преподнесен щедрый подарок – жемчужное озеро Байкал. Место для священного озера было выбрано не случайно – это таежная суровая Сибирь. Мудрая Природа – мать позаботилась о щедром подарке космического владения. Из брильянтовой капли байкальской воды, из волшебных цветов и душистых трав родилась её любимая дочь Арюна - ангел чистоты и доброты. Прекрасная маленькая девочка, в нарядном зеленом платьице, своей добротой и любовью оберегает жемчужное озеро. Птицы и звери, услышав песню ангела Арюны, становятся добрее друг другу. Человек и тот слышит песню Арюны в звонких прозрачных ручейках, в каплях прохладного дождя, в замысловатых снежинках, в золотых солнечных лучиках. Всем сразу хочется сделать что-то доброе, полезное для своей природы.
Своим могучим сыновьям богатырям Природа - мать дала строгий наказ беречь и охранять священные воды Байкала. Приморскому хребту - богатырю наказано следить за речными системами озера Байкал. Байкальский хребет – богатырь стал могучим стражником своих мест. Хамар - Дабан заботится о богатейшей растительности своих склонов. Улан-Бургасы своей мощью заслонил необыкновенное озеро с северо - востока. Баргузинский хребет – богатырь с острыми вершинами и труднодоступными скалами стал охранять древнейшие ледники. Все богатыри - хребты плечом к плечу поднялись на защиту священного озера Байкал.
Всей душой полюбили братья свою маленькую сестричку, ангелочка Арюну. Не было и дня, чтобы Арюна не навестила своих любимых братьев. Тут и там мелькает ее зеленый наряд. Есть в ней волшебная сила, к чему ни прикоснется, то оживает и расцветает. Своим ангельским голосом убаюкает расшумевшиеся байкальские воды или разбудит при опасности дремлющих птиц и животных. Щедро дарит свою любовь всем, кто окажется в ее владениях. Особенную любовь Арюна питает ко всем обитателям Байкала. Со всеми дружит и всех понимает она: от рачка Эпишуры до Байкальской губки, от голомянки до нерпы.
Говорят, встреча с ангелом Арюной приносит всем удачу и несметное богатство души.
Пазл-игра «Хребты Байкала» (Приложение 1)
Ребята могут пользоваться картой Восточной Сибири и учебником «Байкаловедение» Е. Н. Кузеванова, В. Н. Сергеева.
Заключение
При использовании этой методической разработки улучшилось качество знаний по разделу «Горное обрамление Байкала» дополнительной общеобразовательной программы «Байкаловедение», о чем говорят ответы учащихся на занятиях. Если в начале занятия один ребенок смог вспомнить название только одного хребта, то к концу урока практически все дети безошибочно назвали и показали на карте все хребты, окружающие озеро Байкал. При работе с пазл-игрой обучающиеся быстро и правильно подбирают все физико-географические особенности хребтов Байкала. Приобретенные обучающимися знания при изучении данного раздела программы «Байкаловедения» станут хорошим базисом для освоения следующего раздела программы. Данная методическая разработка может быть полезна учителю географии в общеобразовательной школе, педагогам дополнительного образования при изучении «Байкаловедения», для широких слоев населения для общего развития.
Список использованных источников.
1. Кузеванова Е. Н., Сергеева В. Н. Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. Учебное пособие. – Иркутск, 2010. – 256 с.
2. Карнышев А. Д. Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий. –3-е изд., испр. и доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 552 с.
Электронные ресурсы:
3. Горные хребты Байкала. URL : https://spravochnick.ru/geografiya/osnovnye_gornye_hrebty_i_gornye_sistemy_mira/gornye_hrebty_baykala/ ( дата обращения: сентябрь 2023)
4. Иркипедия - портал Иркутской области. URL : https://irkipedia.ru/content/baykalskiy_hrebet ( дата обращения: сентябрь 2023)