Татияна Кузнецова
«Внутренний мир ребенка» (круглый стол с родителями)
▼ Скачать + Заказать документы
«Внутренний мир ребенка»
Семейная жизнь – не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, каких-либо проблем. Это и хорошо: преодолевая трудности, человек совершенствуется, улучшает свои отношения с близкими людьми. Конечно, не всегда это просто, легко, скорее наоборот. «Вроде бы такие приличные люди, а ребенок – ну, сущий бесенок!» - говорят знакомые. «И в кого ты такой уродился? - вздыхает мама. - Вроде бы ни я, ни папа тебя такому не учили! Мы учим тебя только хорошему, и для тебя всё самое лучшее».
Публикация «„Внутренний мир ребенка“ (круглый стол с родителями)» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Семейная ситуация, которую взрослый человек оценивает как положительную, может совершенно противоположно восприниматься детьми. Ведь ребенок - не просто объект воспитания, он – Человек. Маленький, но мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть. Поэтому для того, чтобы понять, почему ребенок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью и вас. Именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность.
Живя в семье, ребенок накапливает большой опыт межличностных отношений. Искаженно или правильно ребенок воспринимает, как родители относятся к нему, доброжелательно воспринимают его или нет.
Со временем ребенок начинает размышлять, нужен ли он родителям, любят ли его. В то же время формируется и отношение ребенка к родителям: любит ли он сам родителей такими, какими они есть.
Многое о ребенке могут рассказать его рисунки, например, на тему: «Моя семья», «Мое заветное желание», «Чего я боюсь».
По тому, КАК и ЧТО ребенок рисует можно сделать вывод о его душевном состоянии.
Например, ребенок рисует свою семью. Дайте ему альбомный лист, простой и цветные карандаши. Пусть рисует так, как он это себе представляет. Не нужно подсказывать ребенку КОГО и КАК рисовать.
В его картинке отразится то, как он себя чувствует в семье, как оценивает свое место в ней. После того как ребенок закончит рисовать – похвалите его, спросите, кого он изобразил на рисунке. Поговорите с ребенком, поинтересуйтесь, что члены семьи делают, весело им или грустно и почему. А сами не торопитесь с выводами, результат в большей степени может зависеть от сиюминутного настроения, его желания или нежелания рисовать.
Для себя рассмотрите рисунок подробнее. Особое внимание нужно обратить на искажение реального состава семьи – порой это сигнал эмоционального конфликта, душевных переживаний ребенка. «Забытый» человек может быть чем- то неприятен автору рисунка.
Если братья и сестры нарисованы мелко – это говорит о ревности, конкуренции за родительское внимание. Размеры фигур говорят об особенностях взаимоотношений в семье. Кто на рисунке выше ростом, тот, по мнению ребенка, главный в семье, тот наиболее для него желаем.
Если ребенок нарисовал отдельно от всех, он ощущает свою изоляцию. Это тревожный знак. Ребенок как бы не включает себя в состав семьи. Малыш с заниженной самооценкой располагает рисунок лишь на небольшой части листа. Тревожные и не уверенные в себе дети могут по несколько раз перерисовывать свой рисунок. Яркие и жизнерадостные тона (зеленый, голубой, желтый) говорят о положительном состоянии ребенка, а использование «мрачных» красок (черных, темно – синих) говорят о сниженном эмоциональном фоне.
Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшенных бантиками, цветами, а при плохих отношениях – рисунок отличается незаконченностью.
Есть некоторые характерные особенности рисунков, отражающие психологический климат в семье.
Если ребенку дома хорошо, то изображается общая деятельность всех членов семьи, вместе гуляют, вместе моют посуду, никто не забыт и не изображен отдельно, линии рисунка равномерные с нормальным нажимом.
Если ребенку уделяют мало внимания, сам себя он изображает очень маленьким или стоящим спиной к другим членам семьи. Линии рисунка прерывистые, слабые. Чаще всего фигуры расположены в нижней части листа.
Если ребенок тревожен, рисунок внутри контура обязательно заштрихован, видны следы стирания, сильный нажим карандаша, двойные и прерывистые линии.
В рисунке ребенок отражает свой внутренний мир, какой он есть в данный момент, но для вас, родители, рисунки ребенка, могут стать индикатором состояния вашей семьи, душевного благополучия вашего ребенка.
Что же еще поможет вам лучше понять эмоциональный мир вашего малыша? Будет замечательно, если вы, однажды вечером займетесь рассматриванием домашних фотографий, обсудите - какие люди на них изображены, расскажете какое настроение у этих людей, и предложите ребенку придумать какую–нибудь историю о них.
Игра в «Дочки – матери» помогает осознать себя в роли родителей. В такой игре можно разыгрывать различные жизненные ситуации, например, как поднять маме или папе настроение, как помирить поссорившихся членов семьи и др.
И надо запомнить, что недаром педагоги часто говорят, что дети – это лицо своих родителей и очень хотелось, чтобы это лицо было всегда прекрасным!