Татьяна Шуклина
Занятие для педагогов «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия для педагогов
Тема «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов».
Цель:
Познакомить с понятием «конфликт», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта, проявлениями конфликтного поведения, способами решения конфликта, формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других.
Публикация «Занятие для педагогов „Конфликт, Разрешение конфликтов, Способы предупреждения конфликтов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Профилактика конфликтов. Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса.
Материалы и оборудование:
Воздушные шарики
Веревка
Листы бумаги
Конфликтные ситуации на листах бумаги
Карандаши
Буклеты
У п р а ж н е н и е 1 (3-4 мин)
Ведущий: Встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадет, пара отходит в сторону.
Так до тех пор пока группа не разобьется на пары.
У п р а ж н е н и е 2 Датский бокс (5-7 мин)
Ведущий: Встаньте напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите к кулаку партнера так, чтобы мизинец был прижат к мизинцу партнера и т. д. Все четыре пальца должны быть плотно прижаты. На счет» три» в бой вступают большие пальцы. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к его кулаку хотя бы на секунду. Причинять боль нельзя.
Обсуждение: анализ чувств от игры. Какие чувства? Как оценивают чувства? (5 мин.)
Мозговой штурм «Что такое конфликт?» (работа на листах) в таблице - ассоциативный ряд. (5-7 мин).
Игра «Веревка» (7-10 мин)
По желанию 2 добровольца. Две мамы повздорили из-за игры детей в песочнице. Начинают перетягивать веревку друг к другу доказывая свою правоту и просят помощи у других участников группы. Кто поддерживает ту или иную сторону, также берутся за концы веревки и тянут в стороны. Вовлекаются все.
Ведущий отводит в сторону главных оппонентов, а остальные продолжают тянуть веревку.
Наблюдение со стороны.
Обсуждение:
Почему вы спорите?
В чем причина противостояния?
Каким образом она касается вас?
Как можно разрешить эту ситуацию?
Нужно ли в конфликтных ситуациях призывать на помощь других людей. Которые не имеют отношения к вашей ситуации?
А если привлечь, что из этого получится?
Ведущий : (5 мин) В ходе игры мы наглядно увидели каким образом часто разворачивается конфликт. В конце «два зачинщика» отошли в сторону, а остальные продолжали спорить. Часто в жизни такая ситуация приводит к нехорошим последствиям.
Действительно конфликты бывают – конструктивными и --деструктивными
При первых возникают новые связи, взаимодействия, при вторых – отношения разрушаются.
Существую способы разрешения конфликтов
Уход---: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
Приспособление--- : изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
Конкуренция--- (силовое решение, борьба) открытая борьба, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, применение физического насилия, шантаж
Компромисс --- урегулирование разногласий через взаимные уступки. Предмет спора делится поровну, либо подбираются равнозначные по ценности два предмета.
Сотрудничество --- замена предмета спора на такие которые удовлетворяют обе стороны.
Профилактика конфликтов - задача родителей и воспитателей
Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем. Помочь малышу правильно вести себя в ссорах и спорах – задача родителей в процессе подготовки ребенка к детскому саду и воспитателей в процессе посещения ребенком детского сада.
Способов такой помощи несколько.
Игры Играйте вместе с ребенком: когда есть общая цель, радости, переживания за общее дело, распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок учится уступать желаниям других или убеждать их в своей правоте, действовать для достижения общего результата.
Очень важны сюжетно-ролевые игры. Пусть комната (группа) станет больницей, магазином, магистралью, а ребенок - врачом, продавцом, водителем. Ведь любая роль предполагает партнера : врач и больной, продавец и покупатель, а это способствует развитию у ребенка навыка общения.
Приемы неигрового типа
• Приучайте ребенка к приветствиям и прощаниям, обмену впечатлениями после игры.
• Дайте малышу самому решить, когда начать и закончить игру, самостоятельно распределить роли.
• Выслушивайте внимательно ребенка и учи его объяснять свои чувства.
Контроль над собственными эмоциями
Проявляя любовь к малышу, старайся не заронить в его сознание мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что ты выполняешь его желания, а иногда и капризы вовсе не потому, что обязана это делать, а потому что любишь его. Иногда проси и ребенка пойти на уступки.
Помните, маленькие эгоисты чаще попадают в конфликты в детском саду и им гораздо сложнее выходить из таких ситуаций, чем остальным детям.
У п р а ж н е н и е: «Чему научились» (15 мин)
Подготовить конфликтные ситуации.
Анализируются настоящие конфликтные ситуации
У п р а ж н е н и е: «Головомяч» (5 мин)
Участникам группы нужно с пола без рук поднять воздушные шарики. Затем зажать один между лбами, а другой между животами и донести их до определенного места.
Обсуждение:
Как пары пришли к решению трудного вопроса?
Сразу ли удалось выполнить задачу или пришлось преодолевать трудности? Какие?
Когда возник план решения?
Рефлексия: (5 мин)
Продолжите фразу «Сегодня мне особенно …
Продолжите фразу «Сегодня я ….
Приложение
Ситуации для решения
Ребенок жалуется на другого ребенка «Он меня ударил!»,
Алена подошла к воспитателю и говорит: «Она не хочет со мной дружить!»
Саша при построении на занятие заявил Кириллу : «Я первый»!
Кирилл отвечает: «Я тоже хочу»!
Арина отобрала игрушку у Ксюши с криком: «Это мое»!
Егор с Даниилом строили башню из кубиков, и к ним с разбегу ворвался Сережа, при этом сломал все постройки
Егор: «Зачем ты все сломал?»,
Даниил «Чего ты сюда зашел?».
Список использованной литературы:
1. ИстратоваО. Н., ЭксакустоТ. В. Большая книгу подросткового психолога Издание 2-е Феникс 2008 г.
2. Лаврова Н. М., Лавров В. В. ,Лавров Н. В. Медиация: принятие ответственных решений, Москва 2013г.
3. Петровский А. В., М. Г. Ярошевский Психология, Словарь, Москва 1990г.