Ольга Громова
Использование техники силуэтного вырезывания на занятиях по аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и развитии творческих способностей.
Творческие задатки у разных детей разные.
Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески.
Публикация «Использование техники силуэтного вырезывания на занятиях по аппликации» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ножницы. Знакомство с ножницами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д.
Педагог должен создавать условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Овладение умением изображать невозможно без наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни, должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.
На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание, применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.
На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством формирования личности является изобразительная деятельность, так как она носит преобразующий, созидательный и продуктивный характер.
В процессе рисования, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создает, огорчается, если что – то не получается. Но самое главное: создавая образ, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладеть изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.
Технология отказа от образца, выполненного воспитателем, замена его художественным образом, с последующим обследованием (сенсорным, является прекрасным средством для развития у детей интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферы.
Свою работу по силуэтно – контурному вырезыванию я начала со знакомства с ножницами еще во второй младшей группе. Я приносила инструмент в группу и знакомила с ним, учила их правильно держать.
На следующих занятиях по аппликации, я предлагала детям делать маленькие (короткие) прямые разрезы («Травка», «Макароны для куклы», Лучики для солнышка»). Далее я планировала занятия, в которых использовала косой срез («Лодочки», «Крыша домов», «Шапочка»). На этих занятиях дети упражнялись правильно держать ножницы и в повороте кисти руки. По мере того, как у детей закреплялись эти навыки и ребенок научился замыкать линию, я проводила занятия, где давала округлый разрез, упражняла детей в слитном движении руки («Солнышко», «Неваляшка», «Снеговик»).
Было интересно наблюдать, как дети производили с ними разведывательные движения. Затем я задачу усложнила: нужно было превратить ножницы из технического инструмента в «изобразительный», научить детей как бы «рисовать» ножницами, овладевать навыками силуэтно – контурного вырезания без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.
Следующей ступенькой обучения технике силуэтно – контурному изображению, передо мною стояла задача: обучить детей правильно обследовать предмет или изображение. В повседневной работе, я целенаправленно и последовательно сообщала детям знания об изображаемых предметах. Мы рассматривали иллюстрации в книгах, картины художников, организовывала экскурсии, наблюдения на прогулке. Дети сравнивали художественное изображение, с тем, что видели в природе, формировала культуру их зрительного восприятия. Наряду с этим, много читала стихов, рассказов, пели песни, играли в дидактические игры на цвет, форму композицию. Так незаметно я подвела детей к третьему этапу своей работы – научить способу обследования. Сначала мы учились обследовать предмет способом обведения контура предмета пальчиком.
Затем дети прорисовывали формы линии разреза в воздухе, а потом анализировать движения в процессе вырезания и раскладывания их на отдельные акты: я обращала внимание детей на линию контура, на пространственное положение, величинные отношения, на движения ножниц.
Знакомя детей с замкнутыми и незамкнутыми линиями, обследуя контур предметов, я обращала внимание, что линия может быть выгнутая, как «радуга» и вогнутая, как «канавка». Я предлагала детям проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении легче вырезать. Основным приемом, заменяющим показ, использовала словесные пояснения и вопросы. Слово на занятиях играет ведущую роль. Задавая детям вопросы, я учила их мыслить, рассуждать, находить самостоятельные решения. При вырезании дети шепотом (про себя) проговаривают последовательность действий. Все занятия строила на проблемной ситуации.
Овладев приемами силуэтного вырезания и контурного изображения, у детей формируются творческие способности, направленные на развитие умения более гибко и разнообразно применять усвоенные знания и навыки в изобразительной деятельности. Я буду продолжать работать по методике предложенной Воробьевой Д. И. в программе «Гармония развития», далее овладевать методом сенсорного обследования, использовать эффективные методы и приемы для достижения хороших результатов.