Выводцева
Консультация «Формирование речевого дыхания»
Формирование речевого дыхания
Учитель-логопед Выводцева Марина Викторовна.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьёй «Логопедические подсказки».
Тема. Формирование речевого дыхания.
Жизнь не стоит на месте, меняются дети, родители, характер и качество отношений образовательных учреждений и семьи. В настоящее время ДОУ отводится роль помощника родителей в воспитании полноценной личности. Поэтому сегодня стоят вопросы: «Каким образом доступно осветить развивающий процесс для родителей? Как организовать работу по исправлению дефектов речи ребёнка в домашних условиях? А главное, какие приёмы (игры, упражнения) использовать для результативности?»
Публикация «Консультация „Формирование речевого дыхания“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Анализ традиционных форм логопеда с семьёй показывают, что родители выбирают пассивную сторону в развитии своего ребёнка и имеют скудные представления по данным вопросам. Это связано с несколькими причинами: во-первых, малая осведомлённость об исправлении речевых недостатков, а во-вторых, позиция отстранённости, перекладывания ответственности на плечи дошкольного образовательного учреждения. Родители постоянно заняты, им просто не хватает времени полноценно общаться с детьми. А ведь одно из условий формирования речи ребенка – постоянное общение с взрослыми.
Важное в работе над исправлением речи - сочетание в использовании различных технологий (традиционных и нетрадиционных) просвещения и обучения, и, конечно, взаимодействие логопеда с родителями. Сотрудничество активизирует и обогащает воспитательные и образовательные умения родителей, реализует единство подхода к коррекционной работе с детьми в семье. Содержание взаимодействия определяется актуальными проблемами детей, интересами и потребностями родителей.
Важнейшие условия правильной речи – это правильное дыхание, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Упражнения на развитие силы воздушной струи.
Использую следующие упражнения:
1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки.
2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил.
3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга (любой другой легкий шарик). Поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик через трубочку для коктейлей, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
4. «Буря в стакане». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бурю» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бурю», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.
5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями.
6. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, поэтому не нужно обращать внимание на мелодию.
7. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
8. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи (на батарейках) и поиграйте с ними. Зажгите свечи. Пусть ребенок подует на синюю свечу, затем на желтую свечу. Важно при этом выполнить определё нные правила: дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Речевые упражнения.
«Аист».
Стоим прямо, поднимаем руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, выносим вперёд и фиксируем положение на несколько минут, удерживая равновесие – вдох; на выдохе опускаем ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш».
«Повторение фразы».
В вазе стоят цветы, знакомые ребёнку. Он их называет, затем берёт какой-либо цветок, нюхает его и на одном выдохе произносит фразу: «Хорошо пахнет». Фразы постепенно усложняются: «Пион хорошо пахнет»; «Пион очень хорошо пахнет».
«Заучивание стихотворения».
Заучиваем короткие стихотворения, а затем ребёнок на одном выдохе произносит каждую строчку.
ПАМЯТКА
При занятиях дыхательной гимнастикой с детьми необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин,
в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку
на 2 – 3 сек.
Заключение.
Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким - в семье, воспитателю - в детском саду. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения. Речевому общению ребёнка с окружающими предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи. Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи детей для
самых маленьких. -М. : ЗАО «РОСМЕНН-ПРЕСС», 2012.-88с.
2. Башинская Т. В., Пятница Т. В. Как превратить неговорящего ребёнка в
Болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии).- М. : Белый ветер,
2008 — 122 с.
3. Гриншпун, Б. М. О принципах логопедической работы на начальных
этапах формирования речи у моторных алаликов. // Хрестоматия по
логопедии : учебное пособие для студентов высших и средних спец.
пед. уч. заведений / Б. М. Гриншпун : В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С.
Волковой и В. И. Селиверстова. - М. :ВЛАДОС, 1997.- С. 112-122.
4. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей
2— 4 лет: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005
5. Логопедия. Основы теории и практики/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,
Т. Б. Филичева. ЭКСМО, 2011
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998 — 680 с.
7. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ( ранний и дошкольный возраст:
Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с
особыми проблемами в развитии. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1997 — 304 с.
8. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с нормальным
и нарушенным развитием речи (сравнительный аспект) : монография. -
М. : Академия естествознания, 2010
9. Микляева, Ю. В. Развитие семантической стороны речи в процессе
коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи (на примере предложно-падежных
конструкций : автореф. дис.. канд. пед. наук /Ю. В. Микляева. - М. :
МПГУ, 2003 - С. 13-15.
10. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия
при моторной алалии.
11. Смиронова И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-
грамматического строя и связной речи. -М. : «Детство-пресс», 2006.