Шабаева Марина Геннадьевна
Методическая разработка Физическая культура в системе оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура в системе оздоровительной работы в ДОУ
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и конечно же одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В последние годы проблема оздоровительной работы в дошкольных учреждениях обсуждается достаточно широко, о чем свидетельствует большое количество публикаций, посвященных ей. Наиболее распространенной формой этой работы является организация оздоровительных групп часто болеющих детей. Проведение оздоровительных мероприятий в ДОУ приводит к положительным результатам. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной.
Публикация «Методическая разработка Физическая культура в системе оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
1. Создание экологически благоприятных условий в помещения для игр и занятий детей:
соблюдение санитарных и гигиенических требований;
сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22С.
2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).
3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.
5. Оптимальный двигательный режим (объем двигательной активности в пределах 5,5-9 ти с 84 шагов, продолжительностью - 4 часа в деть).
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Утренняя гимнастика (ежедневно).
Занятия физкультурой.
Подвижные игры на 1 и 2 прогулках (ежедневно) 20-35 минут.
Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями :
утром;
после завтрака;
на прогулке;
после сна;
на второй прогулке.
Базовая и игровая деятельность
ЗАКАЛИВАНИЕ:
оздоровительные прогулки, ежедневно;
умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;
полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной);
воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре;
ходьба босиком в обычных условиях и ребристым дорожка после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постоянно).
Система мероприятий в старшей группе будет отличаться от проведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания.) (Например, умывание, полоскание горла может проводиться прохладной, холодной и даже ледяной водой, увеличивается продолжительность воздушных ванн и ходьбы босиком и т. п.)
Оздоровительная работа.
1. Сквозное проветривание.
2. Санитарный режим.
3. t= 20-22С.
4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей.
5. Оптимальный двигательный объем (4 часа в день).
6. Утренняя гимнастика.
7. Физкультурные занятия.
8. Подвижные игры.
9. Закаливание:
оздоровительные прогулки;
умывание холодной водой;
воздушные ванны:
a. гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
b. дорожка здоровья;
c. облегченная одежда;
d. сон с открытой фрамугой.
10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период.
11. Употребление витаминов в период заболеваний.
12. Витаминизация 3-го блюда.
Оздоровительные паузы.
Оздоровительные паузы могут включать в свое содержание: физические упражнения для осанки, несколько упражнений для глаз, рук или стоп, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.
Пример оздоровительной минутки :
потянуться 1-2 раза;
упражнения дыхательной гимнастики;
помассировать пальцы;
походить по камушкам;
1-2 упражнения для осанки…
Оздоровительная минутка "Гимнастика для глаз"
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 3 раза.
Делайте круговые движения глазами: налево - вверх направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 3 раза.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 3 раза.
Осмотрите в окно вдаль 30 секунд.
Оздоровительная минутка :
Упражнение 1.
- Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.
Упражнение 2.
- Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
Психогимнастика
Игра "Садовник". Дети встают в круг, в центре - садовник, проговаривает слова: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Оленьки!". Он останавливает свой взгляд на том, кто ему симпатичен, и рассказывает о его достоинствах.
Психогимнастика
"Каждый спит" - игра-этюд на тренировку отдельных групп мышц.
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит.
Тот, как вкопанный стоит,
Тот, не двигаясь, стоит.
Тот идет, раскрывши рот.
Дети застывают в разных позах, ведущий обходит всех и по очереди дотрагивается до каждого, только после этого играющий может пошевелиться.
Методические рекомендации для оздоровления часто болеющих детей.
Актуальной задачей на сегодняшний день является поиск и разработка новых методов неспецифической профилактики простудных заболеваний у детей в дошкольных учреждениях. Практики предлагают следующий метод эффективного закаливания с "комбинированно дорожкой", представляющей собой чередование короткой дорожки, ребристой доски, гаревой дорожки (песок, галька, керамзит, резинового коврика с шипами, солевого и сухого ковриков.
Помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки.
Процедура проходит после дневного сна: начинается в 1500, длится 12-13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательными музыкальным сопровождением.
В спальном помещении можно приоткрыть окна так, чтобы к концу дневного сна температура воздуха в комнате достигла 13-16. Дети просыпаются в 1500, со звуками музыки, раскрывают одеяла и лежа в постели 1-2 минут выполняют физические упражнения :
1. подтягивание к груди согнутых коленей с обхватом их руками;
2. перекрестное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно туловищу;
3. покачивание согнутых колен в правую и левую сторону с противоположным движением рук и др.
По вашей команде - хлопок, удар в бубен - дети встают, быстро снимают спальную одежду и остаются в одних трусиках с босыми ногами. Затем 1-1,5 минуты в холодном помещении выполняют бег, ходьбу (с умеренной нагрузкой, комплекс дыхательной гимнастики. Затем следует пробежка в групповую "теплую" комнату (t=21-24о). Дети входят по комбинированной дорожке: по лежащему на полу канату, по ребристой доске, становятся в ящичек с керамзитом и топчутся 30 секунд, далее резиновый коврик с мягкими шипами, потом высушивают ноги о байковый коврик. Темп прохождения по дорожке обычной, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.
Количество перемещений из одной комнаты в другую не менее 6 раз с пребыванием в каждой 1-1,5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "холодной" комнаты в "теплую" в ходе подвижной игры типа "Самолетики", "Перелетные птицы", "Спутники планет".
Продолжительность занятий детей старшего возраста 10-15 минут, младшего 5-10 минут. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик временно противопоказан на 1 неделю.
Примерный план Недели здоровья.
Понедельник.
1 половина дня:
оформление групповой комнаты;
сюжетно-тематическое занятие "Путешествие в Страну здоровья" (игра-беседа, закрепляющая знания о личной гигиене);
утренняя прогулка (подготовка участка для игр на воздухе всеми детьми, подвижные игры 3-4).
2 половина дня:
конкурс рисунков, отражающий знания детей о личной и общественной гигиене по теме "Путешествие в Страну здоровья";
вечерняя прогулка (подвижные игры в соответствии с сезоном).
Вторник.
1 половина дня:
организация выставки рисунков детей на тему "Путешествие в Страну здоровья;
сюжетно-тематическое занятия "Встреча с доктором Айболитом" (беседа о профилактике заболеваний и об уходе за глазами, ушами, зубами; разнообразные физические и игровые упражнения);
утренняя прогулка (самостоятельная двигательная и творческая деятельность детей, игровые упражнения, подвижная игра в соответствии с сезоном).
2 половина дня:
беседа с детьми о каком-либо виде спорта;
дидактическая игра "Одень спортсмена";
вечерняя прогулка (игры-развлечения, подвижные игры по желанию детей).
Среда.
1 половина дня:
организация выставки "Встреча с доктором Айболитом";
сюжетно-тематическое занятие "В гостях у Сиропчика" (беседа о значении продуктов питания в жизни человека; игра "Съедобное и несъедобное);
утренняя прогулка по территории детского сада с выполнением заданий, игр, упражнений;
самостоятельная двигательная деятельность детей на воздухе.
2 половина дня:
беседа о каком либо виде спорта (в соответствии с сезоном);
просмотр видеофильма о данном виде спорта, игровые упражнения;
вечерняя прогулка (подвижные игры "Затейники", "Угадай, что делаем" и др.).
Четверг.
1 половина дня:
организация дидактических игр "Подбери одежду для спортсмена", "Двигаемся, играя";
тематическое занятие "Друзья Мойдодыра" (изготовление книги, отражающей правила личной гигиены, отношение детей к людям, нарушающим эти правила);
утренняя прогулка (спортивные игры в соответствии с сезоном).
2 половина дня:
оформление книги "Друзья Мойдодыра";
вечерняя прогулка (народные подвижные игры).
Пятница.
День открытых дверей (посещение детского сада родителями)
1 половина дня:
встреча гостей, организация самостоятельной, двигательной деятельности, дидактические игры спортивной тематики для детей и родителей;
экскурсия для родителей на выставки работ детей по темам : "Путешествие в Страну Здоровья", "Встреча с доктором Айболитом";
утренняя гимнастика (оформление участка детского сада; совместные игры детей, воспитателей и родителей, игры).
2 половина дня:
физкультурный досуг "Веселые старты" (для детей, родителей и воспитателей).
Заключение
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья детей.
Данная система двигательного режима для детей дошкольного возраста, насыщенная разнообразными видами и формами двигательной деятельности, а также целесообразным чередованием физических упражнений и игр разной интенсивности, может быть взята за основу построения различных вариативных двигательных режимов.
литература:
1. Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // теория и практика физической культуры. - 1990, №1. - с. 22-26.
2. Безруких М. "Вкусные" уроки - путь к здоровому образу жизни // Народное образование. - 2001, №4. - с. 181-183.
3. Береговой Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защитить? // Народное образование. - 2001, №5. - с. 223.