Стеценко Наталья
Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Государственное бюджетное образовательное учреждение "Антрацитовское дошкольное образовательное учреждение (ясли-сад) комбинированного типа № 8 "Светлячок" ЛНР
Горрайонный семинар учителей-логопедов
МАСТЕР – КЛАСС
Развиваем речь :
технология «Синквейн»
Провела:
учитель-логопед Стеценко Н. Г.
Цель:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Научить педагогов составлять синквейны и выразительно их читать*. Активизировать словарь путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенно заданную тему. Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать ассоциативное мышление и память.
Задачи:
— закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
— научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений;
— учить выделять главную мысль, классифицировать;
— автоматизировать корригируемые звуки речи;
— пополнить и активизировать слова;
— сформировать умение кратко пересказывать текст;
— обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель;
— закрепить навыки ориентировки на интерактивной панели;
— закрепить умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
— способствовать развитию логического мышления, внимания и речевых навыков у ребёнка;
— воспитывать интерес ребёнка к решению логических упражнений.
- решать интеграцию образовательных областей
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Описание:
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием дидактического синквейна.
Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи.
Правила составления синквейна:
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Цель:
Научить детей (педагогов) составлять синквейны и выразительно их читать. Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенно заданную тему. Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать ассоциативное мышление и память.
Задачи:
- закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений;
- учить выделять главную мысль, классифицировать;
- автоматизировать корригируемые звуки речи;
- пополнить и активизировать слова;
- сформировать умение кратко пересказывать текст;
- обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель;
- закрепить навыки ориентировки на интерактивной панели;
- закрепить умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- способствовать развитию логического мышления, внимания и речевых навыков у ребёнка.
Воспитательные:
- воспитывать интерес ребёнка к решению логических упражнений;
Методические рекомендации
Игру можно использовать как индивидуально, парами, так и подгруппой детей. Выполнение игровых заданий предполагает практические действия детей. Перед началом игры участников знакомят с правилами игры. После запуска игры детям предлагается три варианта деятельности: инструкция, игра и викторина. В рубрике инструкция у детей есть возможность познакомиться с темой игры «Синквейн», узнать историю происхождения данного слова, правилами составления синквейна. Выбрав тему «слово» - апельсин, дерево и т. д., дети самостоятельно придумывают синквейны на предложенные темы: вписывая характеристики заданной темы в пустые строки, либо используя условные знаки и обозначения.
Использование игры на занятии значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу специалиста более эффективной и интересной.
Возможность использования данной игры во второй половине дня для отработки уже имеющихся знаний и навыков.