Гриценко Людмила Николаевна
Становление самостоятельных конструктивных игр у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Становление самостоятельных конструктивных игр у детей младшего дошкольного возраста
Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности.
Макаренко А. С.
Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности. Формирование личности дошкольника - процесс предельно сложный и многогранный.
Публикация «Становление самостоятельных конструктивных игр у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Это один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. Именно в игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Она является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Существует отечественная классификации игр по П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской, которая базируется на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
Игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми.
Первые являются творческими, их главная особенность - самостоятельный характер.
Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками- материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение. Конструирование - вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность.
КОНСТРУКТИВНАЯ деятельность способствует:
-Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания;
-развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности;
-способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений; -
деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников;
-играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе;
-деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств
6 слайд
Задачи конструктивной деятельности
1. Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
2. Сформировать знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают. Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют.
3. Развивать умение работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен
Основными приемами обучения в нашей группе являются:
- Показ образца постройки, поделки, игрушки широко используется во всех возрастных группах. Он применяется в тех случаях, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования, впервые сооружают какую-либо постройку и незнакомы со способами ее создания. В качестве образца выступает сложенная или построенная модель объекта, схема, чертеж, рисунок, фотография, картинка и т. д. Педагог может демонстрировать готовую постройку, ее часть или отдельные детали. Обычно образец состоит из нескольких взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет отдельные детали, скрепленные между собой. Ребенку бывает трудно воспринять сразу и общую форму образца, и его части, и отдельные детали.
- Поэтому детей следует научить правильно рассматривать или обследовать образец. В дошкольной педагогике разработана общая схема анализа предметов, которую должны усвоить дети (Поддьяков Н. Н.). Сначала предмет воспринимается в целом и ему дается общая характеристика. Затем определяется форма объекта, выделяются отдельные части, устанавливается их форма, величина, пространственное расположение относительно друг друга. Далее в каждой части выделяются более мелкие детали, определяется их форма, расположение по отношению к основным. В заключение проводится повторное целостное восприятие предмета. Эта схема обследования соответствует порядку производимых действий при сооружении построек или изготовлении поделок и игрушек.
- Рассматривание объекта конструирования может осуществляться с помощью вопросов, которые заранее продумывает воспитатель. Они помогают выделить характерные особенности постройки, направляют внимание детей не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Педагог поощряет и стимулирует желание и умение детей самостоятельно задавать вопросы.
- Показ образца часто сопровождается объяснением способов его выполнения. Дети получают информацию о конструктивных свойствах и возможностях того или иного строительного материала, знакомятся с последовательностью действий, узнают о рациональных и экономичных способах построения.
- В процессе обучения используется метод постановки проблемных задач. Он способствует развитию активности, самостоятельности, творчества дошкольников. Его применение становится возможным после накопления детьми определенных конструктивных умений. Педагог ставит перед детьми задачи, которые требуют самостоятельного поиска конструктивных решений. Например, построить. Для успешного выполнения этих задач дети должны иметь обобщенные представления о предметах и определенные навыки самостоятельной работы.
- Существенную роль в обучении детей конструктивной деятельности играет метод анализа и оценки процесса деятельности и качества готовой продукции. Он позволяет увидеть достоинства и недостатки детских работ, выявить причины неудач, наметить программу индивидуальной работы с каждым ребенком. В ходе анализа педагог обращает внимание на способы, которыми пользовались дети при создании постройки или игрушки, эффективность их использования, оценивает качество детской продукции, соответствие полученного результата поставленной цели. Важно отметить характер совместной деятельности, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, проявление стремления оказать помощь, научить другого тому, что ребенок умеет делать сам. При оценке результата поощряется детское творчество, проявление инициативы. Педагог привлекает детей к активному участию в анализе и оценке процесса и результата конструирования.
Виды конструктивного материала в зависимости от материала
В нашей группе строительная игра - это деятельность детей, в которых ребята основном отражают окружающую жизнь в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра очень схожа с сюжетно-ролевой, постольку, поскольку дети отражают в постройках окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
Нам воспитателям при работе важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры.
Но строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
И конечно же конструирование из природного материала
(Осенние выставки)
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и из других материалов (обучаем детей складывать правильно бумагу, пользоваться ножницами) после обыгрывать в сказках, например колобок.
Из практики выявлено, что младшие дошкольники проявляют интерес к самому процессу строительства. Они набирают большое количество материала, устанавливают детали друг на друга, выстраивают их в ряд, наблюдают за играми других. Малыши строят по принципу «что получится», огораживают игрушку, меняют замысел в процессе строительства. Нередко получаемый результат ассоциируется с другим предметом и, постройка получает новое название. Начиная работу, дети не всегда учитывают размер постройки, не соотносят его с размерами игрушки, для которой она предназначена. Поэтому им часто приходиться переделывать постройку или подбирать новую игрушку. Тематика построек достаточна ограничена, дети мало считаются с цветом деталей, их больше интересует форма, поэтому постройки часто получаются пестрыми. У младших дошкольников наблюдается повышенный интерес к разрушению сооружений не только по окончанию работы, но и в процессе строительства.
Постепенно, под нашим руководством, действия детей приобретают целенаправленный характер: они начинают определять тему постройки, продумывать необходимый материал, пытаются устанавливать его количество, сооружать постройки, похожие на отображаемые в конструкции предметы.
Хотелось бы остановиться на руководстве самостоятельными строительно-конструктивными играми детей.
Конструктивные умения, приобретенные в процессе обучения, дети переносят в самостоятельные игры. В них они сами выбирают тему постройки, придумывают ее облик, продумывают способы решения конструктивных задач. Игровая ситуация требует от детей проявления инициативы, изобретательности. А это позволяет ребенку максимально полно раскрыть свою индивидуальность, проявить интересы и склонности, знания и представления. В самостоятельных играх создаются условия для объединения детей, что помогает более полноценно использовать постройки.
Осуществляя руководство самостоятельными играми, педагог направляет свои усилия на развитие их содержания, организацию детского общества, формирование взаимоотношений между детьми, развитие самостоятельности и конструктивного творчества. При этом он использует разные приемы, выбор которых зависит от возрастных особенностей детей и задач воспитания, поощряет желание детей действовать со строительным материалом, воспитывает аккуратность в обращении с ним, закрепляет умения и навыки, полученные на занятиях. Для обогащения содержания игр, педагог организует наблюдения за явлениями окружающей действительности (домами, транспортом, работой строителей, предлагает новые темы игр (домик для матрешки, заборчик для уточек, кроватка для мишки, выполняет постройки сам. Дети наблюдают за работой воспитателя и постепенно включаются в процесс строительства. Играя вместе с детьми, педагог оказывает непосредственную помощь в осуществлении конструктивного замысла : показывает новые приемы конструирования, напоминает темы построек, советует создать объекты, необходимые для сюжетно-ролевой игры (проложить рельсы для трамвая, огородить территорию детского сада). Воспитатель поощряет конструктивные замыслы детей, подбадривает при затруднениях, привлекает к совместному строительству.
Успехи одних детей вызывают у остальных желание выполнить свою постройку также хорошо. Поэтому поощрение результатов деятельности поможет сформировать у детей устойчивый интерес к конструированию. Особое значение для формирования интереса к играм со строительным материалом имеет общение младших детей со старшими. Малыши любят рассматривать постройки старших дошкольников, наблюдать за процессом строительства, подражать конструктивным их действиям.
Для обучения детей конструктивным умениям используется методика, разработанная ведущими учеными в области игровой деятельности - Е. И. Флериной, А. Н. Давидчук, Л. Парамоновой, З. В. Лиштван. В ее основу положен принцип, согласно которому уровень сложности задач, предъявляемых ребенку для самостоятельного решения, определяется уровнем сформированности конструктивных умений. Данный принцип позволил установить путь обучения детей дошкольного возраста строительству : от подражания действиям взрослого к самостоятельному поиску способов решения конструктивных задач.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий, овладевать точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.
Учатся работать целенаправленно, предварительно планируя свою деятельность. Пытаются, не подражать приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу
Строительные игры- это увлекательная творческая деятельность, в которой воспитанники выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Эти игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей.
Но каким критериям должна отвечать игровая строительная игрушка?
В игрушке должны быть правдиво отражены конкретные явления жизни, образы людей, животных. Она призывала изучать возрастные особенности ребенка и в соответствии с ними создавать и подбирать игрушки, которые в доступной и занимательной форме должны побуждать детей к творческому отображению явлений, событий жизни, к совместным играм, способствовать организованности, взаимопомощи, формированию дружеских отношений, умения согласовывать свои желания с желаниями сверстников.
Строительные игрушки (игрушки конструирования) замечательны тем, что ребенок, играя с ними, решает задачу, условия которой заключаются в конструкции самой игрушки, и проверяет сам себя в процессе игры. Особый вид таких игрушек составляют конструкторы LEGO и разноцветные мягкие модули, из которых дети возводят интересные тематические конструкции, вокруг которых организуют игры. Эти игровые материалы стимулируют развитие воображения и пространственного мышления ребенка, позволяют активизировать процесс обучения, что способствует формированию ярких, жизнерадостных и гармоничных личностей.
При правильно организованной самостоятельной игровой деятельности у дошкольника сформированы следующие ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы других ;
-ребенок обладает развитым воображением;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
-ребенок способен к волевым усилиям;
-ребенок проявляет любознательность
Вывод: самостоятельные конструктивные игры возникают при условии овладения детьми конструктивными навыками. Только в этом случае они доставляют детям радость, сопровождаются богатыми эмоциональными переживаниями, а полученный результат вызывает чувство удовольствия. Конструктивные умения дети приобретают в процессе специального обучения. Педагог формирует устойчивый интерес к играм со строительным, природным материалом и бумагой; учит различать, правильно называть детали строительного набора и употреблять их в соответствии с конструктивными свойствами. У детей формируются умения воспроизводить постройки по показу, заданным условиям, собственному замыслу, анализировать полученный результат.