Татьяна Ковалева
Меры по предупреждению деструктивных проявлений
▼ Скачать + Заказать документы
Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем мы родители. Тем не менее, участие взрослых тоже необходимо.
ШКОЛЬНИКИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ИНТЕРНЕТОМ БЕЗ КОНТРОЛЯ
70% - ученики 9-10 лет
90% - старше 13 лет
Активность:
скачивают музыку и фильмы;
выкладывают фото, музыку, видео;
Посещают чаты;
Создают персонажи животных
Создают аватары
Пользуются файлообменниками
ЧТО СООБЩАЮТ О СЕБЕ ШКОЛЬНИКИ В ПРОФИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ
(фамилии, фотографии, номер школы, возраст, номер телефона, домашний адрес, завышенный возраст)
Публикация «Меры по предупреждению деструктивных проявлений» размещена в разделах
УМЕНИЯ, БЕЗОПАСНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ:
Сравнивать сайты для оценки достоверности информации;
Изменять настройки профиля в социальной сети;
Блокировать сообщения от кого-либо;
Уничтожать историю переписки;
Блокировать нежелательную рекламу и спам;
Добавлять сайт в закладки;
Изменять настройки фильтра;
Находить информацию о безопасном пользовании Интернетом
БУЛЛИНГ КАК ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СЕТИ
Буллинг – неоднократное умышленное агрессивное поведение, как физическое, так и вербальное, направленное против того, кто по каким-то причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства23% детей, пользующихся Интернетом – жертвы буллинга
ОСНОВНАЯ ПЛОЩАДКА КИБЕРБУЛЛИНГА – СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
o Оскорбления в чатах;
o Оскорбления на форумах;
o Оскорбления в блогах и комментариях к ним;
o Поддельные страницы;
o Видеоролики со сценами издевательств и даже избиений
• Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
• Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. д., а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
• Если ребенок интересуется контактами с людьми старше его, следует провести разъяснительную беседу.
• Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека.
• Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ДЕТИ ПОДВЕРГАЮТСЯ БУЛЛИНГУ
-ПРИ ЛИЧНОМ КОНТАКТЕ ЛИЦОМ К ЛИЦУ,
-ПО МОБИЛЬНОМУ ТЕЛЕФОНУ;
-В ИНТЕРНЕТЕ
КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ:
Материалы (тексты, картинки, аудио и видео файлы, ссылки на посторонние ресурсы, содержащие :
насилие,
агрессию,
эротику и порнографию,
нецензурную лексику,
информацию, разжигающую рассовую ненависть,
пропаганду анарексии и булемии,
пропаганду суицида,
пропаганду азартных игр и т. д.
Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
• Приучите ребенка советоваться с взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода.
• Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете, является правдой. Приучите их спрашивать о том. в чем они не уверены.
• Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
• Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента.
• Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети.
• Помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать.
. Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
• Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
• Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
• Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителей. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
• Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том. что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите ему помочь, а не наказать.
• Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько произошедшее серьезно и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка.
• Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества) – успокойте его и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете.
• Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке, жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.
• Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы).
• Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен или вообще не идет на контакт, или вы не знаете как поступить – обратитесь к специалисту (телефон доверия 8800-2000-122, где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и другие).
Хочется еще раз напомнить вам, дорогие родители, что в домашних беседах необходимо рассказывать детям о существовании злоумышленников и о потенциальных опасностях Интернета.
Доверительные отношения с детьми могут быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание сайтов и блокировка всевозможного контента
Скулшутинг
это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного
заведения.
Мировое явление, получившее название скулшутинг (стрельба в школах, или Колумбайн (по именованию образовательного учреждения в США, где произошел один из самых массовых расстрелов, известно в западном мире на протяжении как минимум последних 30 лет. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за
рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века.
.
Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на
педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы
застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место
происшествия, а также взял в заложники одноклассников.
После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году случилось аж два инцидента за одну неделю. Сначала в Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек в школе, затем в УланУдэ вооруженный топором школьник нанес травмы учительнице и нескольким ученикам, а также поджег классную комнату.
Крупнейший и наиболее трагический случай произошел в Керчи.
Эксперты сходятся во мнениях, что "Колумбайн" тоже следует рассматривать как своего рода деструктивную субкультуру.
И это одна из самых опасных форм деструктивного поведения.
Объективной статистики, всестороннего анализа явления в России нет – для нас эта проблема нова.
А вот в странах, где стрельба в школах стала трагической повседневностью, уже пришли к выводу, что характеристики потенциального массового убийцы… нет.
То есть нет типа школьников, наиболее склонного к расстрелам. Некоторые жили в идеальных семьях, некоторые были приемными, у большинства были близкие друзья, а кто-то был одиночкой.
В этом аспекте провести аналогию с деструктивными субкультурами нельзя – и та милитаристская эстетика, которую мы описали, существует скорее только в пабликах в социальных сетях. В качестве виртуализированного культа – не всегда связанного с реальными расстрелами.
Всего же среди внешних факторов, которые подталкивают к скулшутингу, выделяют:
- отсутствие внимания со стороны родителей, частые ссоры в семье;
- так называемый буллинг, то есть травля со стороны одноклассников, преследование ими;
- смерть близких или друзей;
- знакомство с материалами, рассказывающими о скулшутинге;
- доступ к оружию.
-конфликтную обстановку внутри семьи,
- нарушенную коммуникацию в школе со сверстниками или педагогами,
- длительное социальное неблагополучие и т. д.
Внутренние факторы – это:
- депрессии;
- ведомость и внушаемость;
- очевидные психологические отклонения
На что родителям следует обратить внимание
Внутрисемейные отношения
Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Проявление подростком агрессии
Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным.
Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.
Специфика отношений со сверстниками
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Задача родителей – помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.
Психологические травмы
Жертвами буллинга, кибербуллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Травля может быть прямой – когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не друзья»).
Самое важное – контакт со своим ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения.
В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!