Ангелина Корниенко
Ментальные карты Тони Бьюзена для дошкольников
Интеллект-карты
Интеллект-карты – это инструмент, который учит работать с информацией в том формате, в котором наш мозг лучше всего её понимает и усваивает. С помощью интеллект-карт изучать предметы и осваивать новые знания становится проще, легче и ин- тереснее.
Интеллект-карты – это уникальный образовательный продукт, инструмент, который учит работать с информацией в том форма- те, в котором наш мозг лучше всего её понимает и усваивает. С помощью интеллект-карт изучать предметы и осваивать новые знания становится проще, легче и интереснее.
Публикация «Ментальные карты Тони Бьюзена для дошкольников» размещена в разделах
Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind map» - «карты ума»,
«карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «диаграмма связей», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления») – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Метод использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации.
Тони Бьюзен является специалистом в области саморазвития, развития памяти и мышления. Данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях или под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но, тем не менее, именно Тони Бьюзен стал популяризатором идеи интеллект-карт как эффективного способа работы с информацией. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна и Михаил Евгеньевич Бершадский.
Психолого-педагогические основания метода карт понятий
Окружающий человека мир отражается в его сознании в виде множества слов, образующих так называемую вторую сигнальную систему (И. Павлов). Благодаря этой системе человек может действовать в уме, создавая различные мысленные модели возможных схем поведения в различных обстоятельствах и выбирая из них ту, которая, по его мнению, в наибольшей степени соответствует ситуации. Как и любое зеркало, вторая сигнальная система может искажать отражаемый мир, игнорируя или искажая некоторые его существенные свойства. Это приводит к тому, что человек строит мысленные модели своего поведения на основе недостоверной, неполной и искажённой информации, поэтому они не соответствуют объективным требованиям ситуации, в которой находится индивид. В этих условиях возрастает вероятность выбора ошибочной модели поведения, что чревато для человека неприятными последствиями. Чем точнее вербальная картина мира отражает объективные свойства и закономерности среды обитания, тем больше вероятность того, что человек сможет построить корректную мысленную модель ситуации и выбрать адекватное поведение, приводящее к её успешному разрешению. Отсюда следует, что одной из центральных целей обучения является формирование в сознании каждого ребёнка такой вербальной картины окружающего мира, которая возможно более точно соответствует его объективным связям и характеристикам.
Проблема формирования вербальной картины мира осложняется тем, что она складывается в индивидуальном сознании каждого дошкольника и недоступна прямому наблюдению со стороны педагога. В дошкольном образовательном процессе педагог видит не мысли ребёнка, а его действия, являющиеся следствием предварительного мысленного моделирования ситуации, возникшей в процессе решения какой-либо образовательной задачи. Ошибочное действие дошкольника свидетельствует о том, что мысленная модель оказалась не совсем корректной, но определить причины её дефектности, пользуясь традиционными педагогическими методами, не представляется возможным. Эту проблему можно разрешить, если визуализировать процесс построения индивидуальной понятийной картины миры. Наблюдение за этим процессом позволяет увидеть ошибки детского мышления и организовать управление познавательной деятельностью каждого дошкольника так, чтобы в его сознании в итоге сформировалась адекватная система понятий. Функцию визуализации может выполнить новый для отечественной педагогики дидактический метод, который можно назвать методом карт понятий, так как в его основе лежит деятельность ребёнка по построению графического отображения системы понятий.
Метод карт понятий базируется на идее структурной организации знаний, которая является следствием теории семантических сетей, аккумулирующих всё множество сведений индивидуума об окружающем мире. С точки зрения данной теории основная задача дошкольного образования состоит в обеспечении соответствия индивидуальных семантических сетей, сложившихся у каждого дошкольника, объективным свойствам, связям и закономерностям окружающего мира. Это позволит ребёнку воспринимать и адекватно понимать всю поступающую информацию, а также успешно использовать её для проектирования собственного поведения. Ошибки семантической сети провоцируют неверные суждения и умозаключения о состоянии среды обитания, являющиеся источником неправильных действий. Из этого следует, что состояние семантических сетей дошкольника (широта, упорядоченность и т. д.) является важнейшим показателем качества дошкольного образования, поэтому педагогические наблюдения этого состояния являются необходимой составляющей образовательного процесса.
Области использования интеллект-карт
Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи:
- обучение;
- конспектирование лекций;
- конспектирование книг;
- подготовка материала по определенной теме;
- решение творческих задач;
- мозговой штурм;
- презентации;
- планирование и разработка проектов разной сложности;
- составление списков дел;
- общение;
- проведение тренингов;
- развитие интеллектуальных способностей;
- решение личных проблем.
Особенности ментальных карт
Интеллект-карта имеет ряд отличий от традиционной линейной формы представления информации:
-легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
-внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
-четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
-быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счет ее разноцветного и многомерного представления;
-структурный характер карты позволяет без труда дополнять ее новой информацией (без вычеркиваний, вырезаний, вставок и т. п.);
-составляя мыслительные карты, т. е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Метод интеллект-карт позволяет:
-формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
-формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.);
-улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
-ускорять процесс обучения.
Основные принципы построения интеллект-карт
1. Графическое представление информации. Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карты. В интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
2. Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
3. Активное использование цвета. При рисовании интеллекткарт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет – это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно! В Приложении 1 данного пособия представлена таблица значения и скорости восприятия основных цветов.
4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
5. Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт.
6. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
7. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
8. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева, живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых объектов.
9. Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
10. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
11. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Использование этих принципов при создании интеллект-карты служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность ментальных карт.
Технология рисования интеллект-карт
(Фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супер мышление»)
1. Используйте эмфазу
Всегда используйте центральный образ.
Как можно чаще используйте графические образы
Для центрального образа используйте три и более цветов.
Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
2. Ассоциируйте
Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
Используйте цвета.
Используйте кодирование информации.
3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
Используйте печатные буквы.
Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
Делайте главные линии плавными и более жирными.
Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
Старайтесь располагать слова горизонтально.