Надежда Вансович
Мелкая моторика для формирования речевых навыков у детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»
Вансович Надежда Ивановна, воспитатель.
МБДОУ ДС №7 «Лесная поляна»
г. Старый Оскол
Аннотация: Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Процесс формирования речевых навыков у детей третьего года жизни будет эффективным только при организация работы по развитию мелкой моторики с использованием разнообразных методов и приемов.
Публикация «Мелкая моторика для формирования речевых навыков у детей третьего года жизни» размещена в разделах
Ключевые слова: онтогенез, уровень развития речи, мелкая моторика рук, кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика.
Вопрос полноценного развития речи у детей третьего года жизни по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Грамотная, правильная речь ребенка – важнейшее условие его всестороннего развития. Чем правильнее и разнообразнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей жизни, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое и духовное развитие.
Влияние движений пальцев и кистей рук на формирование речевых умений детей и всестороннего развития, начиная с самого раннего возраста, было известно еще во II веке до нашей эры, в Китае, на востоке медики издавна использовали массаж рук для активности головного мозга и других систем организма; игры с пальчиками, созданные нашей народной педагогикой так же имеют развивающее, оздоравливающее воздействие.
Результаты наблюдения и количественной оценки развития речи ребенка третьего года жизни
1. Понимание речи 6-5 баллов 5-4 балла 4-2 балла 2- 0 балла
2. Активная речь 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
3. Мелкая моторика 7 баллов 6 баллов 5 баллов 4 балла
Всего баллов 17-16 14-13 11-9 7-5
Сегодня это доказали работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, И. Э. Степаненкова, А. А. Леонтьев, Ж. Пиаже и многие другие.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Ребенок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги.
Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. В тоже время повышается и активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Анализ методических программ и пособий позволили классифицировать игры мелкой моторики рук для развития речи детей третьего года жизни :
Игры манипуляции («Ладушки - ладушки»).
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга);
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на формирование речевых умений, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. Поэтому пальчиковая гимнастика является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Литература
1. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г., Развиваю мелкую моторику. - Спб. : Питер, 2017. - с. 144.
2. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет : методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2017. - 143 с.