Алина Пудеева
Медиапространство и его влияние на развитие дошкольников
Сегодня медиа в значительной степени определяют образ жизни и личность дошкольника. Ребенок с раннего детства включается в медиапространство, знакомится с различными медиа : телевидением, радио, компьютерными технологиями, кинематографом, периодикой, осваивает электронные устройства и информационные ресурсы, становится зрителем, слушателем, пользователем, читателем. Просмотр мультфильмов, телепередач, электронные игры и Интернет являются важной составляющей культуры повседневности медийного поколения.
Публикация «Медиапространство и его влияние на развитие дошкольников» размещена в разделах
Итак, медиапространство (или информационное) – телевидение, компьютер, сеть Интернет – оказывает значительное влияние на формирующуюся личность уже на этапе дошкольного возраста. Современные дети успешно осваивают медиапространство. Дошкольники способны самостоятельно выбирать телевизионные передачи и программы («Спокойной ночи малыши», «Телепузики», «Фиксики», мультипликационные фильмы и др.). Педагоги и родители отмечают, что малыши демонстрируют высокие темпы освоения компьютера, ресурсов Интернет и социальных сетей.
Возрастают требования к вопросам медиабезопасности дошкольников в работе с информационными ресурсами. Актуализируется вопрос перегрузки детей в работе с электронными образовательными ресурсами (ЭОР).
Действующие «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» устанавливают порядок организации информационного пространства для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семейного воспитания.
В своем исследовании Саввина М. П. и Григорьева И. В. отмечают особую роль семьи в освоении медиапространства, формирующийся особый стиль и тип отношений современных родителей с детьми [3, с. 159].
Сегодня мы констатируем значительную роль медиаобразования в развитии детей дошкольного возраста, особенно в социализации детей, что бесспорно актуализирует вопрос конструирования медиапространства для детей дошкольного возраста и возможности повышения качества дошкольного образования посредством освоения ресурсов медиапространства.
Именно поэтому особым направлением деятельности современной ДОУ, и, прежде всего, в области формирования основ социальной культуры личности ребенка-дошкольника, становится конструирование медиапространства для детей дошкольного возраста.
Итак, в медиапространстве дошкольники могут создавать визуальную и звуковую среду, воздействующую на реальное пространство.
В настоящее время медиапространство дошкольного учреждения представлено следующими техническими средствами:
• Интерактивная доска;
• Мультимедийный проектор;
• Телевизор;
• Видеомагнитофон;
• Магнитофон;
• Компьютер;
• Фотоаппарат;
• Сотовый телефон.
Непосредственно, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования, создание развивающейся организации дошкольного образования должно обеспечивать образовательный потенциал учреждения, материалы, оборудование и много другого для развития дошкольников.
Создание информационного общества и развитие открытого информационного пространства усилили роль и влияние медиа на развитие детей дошкольного возраста с рождения. Эта тенденция привела к тому, что образовательная политика в последние годы повысила качество образования за счет расширения медиапространства. Сегодня медиапространство играет важную роль в подготовке дошкольников к обучению и развития. Текущие исследования показывают, что дошкольники являются активными пользователями медиа в возрасте от 2 лет, что у них есть постоянные предпочтения в выборе мультфильмов в три года, и что в 5 лет дошкольники и их родители начинают изучать компьютер и сеть Интернет. Следует отметить, что заблаговременное информирование детей об онлайн-медиа и процессе онлайн-медиаобразования в семье формирует новый тип отношений с развитым медиапространством. В этом контексте особенно важно, чтобы дети в детском саду могли противостоять информационной «перегрузке», осуществлять медиатизированное взаимодействие, уметь на элементарном уровне пользоваться медиа для удовлетворения своих познавательных интересов [5, с. 411].
Вследствие чего медиаобразованию детей дошкольного возраста в семье, одному из аспектов реализации дошкольного образования, принадлежит значимая роль.
Считаю, что цель дошкольного медийного пространства заключается в содействии всестороннему развитию личности ребенка с помощью средств медиаобразования. Результатом обучения дошкольников является, на мой взгляд, медиаграмотность, значимое качество личности дошкольника.
Это проявляется в способности понимать сюжет и действие, различать выразительные средства массовой информации (в зависимости от возраста и обосновывать свое отношение выбора и оценки качества потребляемой медиа-информации. Обучение дошкольников также позволяет поддерживать развитие и развитие определенного количества качеств, которые составляют существенные характеристики этой информации в возрастной период: любопытство, наблюдение и поиск автономных ответов. Благодаря этому стало актуальным - создание условий для разностороннего развития дошкольников и формирования информационной компетентности через средства медиатворчества (медиатека, комплекс игр, игровых заданий и атрибутов к ним, информационные сообщения для родителей, медиаоборудование) [5, с. 413].
В большинстве случаев речь идет об ущербе, причиненном видеоиграми, неконтролируемой трансляцией телевизионных передач детьми или другими негативными последствиями источников информации. Но мы забываем, что гаджеты, созданные человечеством, могут эффективно использоваться для полноценного развития личности дошкольника. Нужно только взять на себя ответственность за воспитание и образование ребенка в целом.
Важно информировать родителей о данной проблеме. Поскольку многие из нас позволяют ребенку «играть в телефоне», потому что это очень удобно, ребенок не беспокоит, нажимая кнопки. Но что происходит, когда тот же самый ребенок потом уже плачет и кричит, чтобы ему отдали игрушку (телефон?
Таким образом, применение медиапространства в работе ДОУ, игровых заданий, медиатворчества на разных уровнях образовательного пространства имеет ряд преимуществ:
• быстрое формирование навыков усвоения информации;
• развитие речи и других психических процессов;
• профилактика медиазависимости;
• раскрытие творческих способностей дошкольников;
• и самое важное – дает возможность для формирования медиаграмотности, что является первостепенной защитой от негативного воздействия информационного потока.
Исходя из новых условий развития общества, очевидно, что роль медиапространства, а вместе с ним сетевых медиа в процессе медиаобразования детей дошкольного возраста высока.
Список используемых источников и литературы
1. Бардецкий, С. С. Воздействие медиа-информации на сознание и поведение младших школьников в контексте проблематики педагогики / С. С. Бардецкий // В сборнике: Наука и инновации - современные концепции сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. 2019. С. 21-28.
2. Плахтий, И. С. Развитие медиапространства в современном обществе / И. С. Плахтий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. - № 17 (151). - С. 204-207. — URL : https://moluch.ru/archive/151/42922/ ( дата обращения: 20.05.2020).
3. Саввина, М. П. Мультимедиа-технологии в образовательном пространстве ДОУ как среда позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста / М. П. Саввина // В сборнике: Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи. Материалы VI региональной научной конференции молодых ученых. 2020. С. 158-162.
4. Шариков, А. В. Цели медиаобразования : мнения экспертов [Электронный ресурс] / А. В. Шариков. - URL : https://moluch.ru/archive/151/42922/ ( дата обращения: 20.05.2020).
5. Шевченко, М. Г. Формирование личности ребенка-дошкольника в медиапространстве ДОУ / М. Г. Шевченко // В сборнике: Профессиональная деятельность педагога: проблемы, поиски, решения материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной к 85-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». 2017. С. 411-418.