Алия Сакау
Познавательно-исследовательский проект «Живые растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Жизнь растений»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный (март - май).
Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Цель: Создание оптимальных условий для развития познавательной активности детей путём экспериментирования.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Живые растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Задачи: расширять знания детей о растениях : о их жизни, о строений, об условиях необходимых для их роста, о роли растений в жизни человека и для окружающей среды. Подвести к пониманию того, что каждая часть растения несёт свою жизненно-необходимую функцию, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать у детей наблюдательность, инициативность, сообразительность, самостоятельность и творческое воображение. Воспитывать у детей взаимовыручку.
Ожидаемый результат: расширят и уточнят знания о взаимосвязях растений, природы, и человека, о влиянии неживой природы на жизнь живого; научатся устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, самостоятельно проводить простейшие опыты, понимать, что природу надо беречь и охранять.
Этапы проектной деятельности :
I ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Срок – март 2014года
а) Подбор и изучение необходимой методической литературы, разработка содержания проектной деятельности.
б) Создание экологической развивающей среды.
в) Проведение подготовительной работы с участниками проекта.
II ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Срок: апрель 2014 г.
а) Реализация поставленных задач.
б) Разработка дидактического материала для осуществления познавательного интереса к миру природы.
в) Организация работы детей помимо НОД и в режимных моментах.
д) Разработка методических рекомендаций для родителей.
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Срок: Май 2014года.
а) Проведение открытого НОД.
б) Демонстрирование всех выполненных в ходе проекта творческих работ, сделанных детьми и родителями.
в) Сообщение о совершённых практических делах.
д) Представление материалов проекта для обсуждения на педсовете в ДОУ.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Совместная деятельность с узкими специалистами Совместна деятельность родителей и детей
1. Беседы с элементами труда "Растения в нашем уголке"
2. Познавательно-исследовательская деятельность : "Воздух и растения"; "Солнце и лучок"; "Вода и растения" (Приложение № 1).
3. НОД «Живые растения» (Приложение №2)
4. Наблюдения за комнатными растениями, за огородом на подоконнике, за растениями на грядках, на клумбах, на участке. (рассматривание, наблюдение за изменениями в растениях при воздействий природы.
5. Чтение художественной литературы: Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»;Н. Некрасов " Перед дождём"; П. Соловьёва "Подснежник";А. Фет "Уж верба вся пушистая"
6. Игровая деятельность: (Приложение №3)
1. Рисование комнатных растений (воспитатель, педагог по ИЗО)
2. Экологическая викторина "Земля наш общий дом"
(воспитатель, музыкальный руководитель.)
3. Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе»
4. Фотовыставка "Зимний пейзаж"
(воспитатель, социальный педагог).
Природоохранные акций:
1.«Посади дерево» (ко Дню Земли)
2.«Аллея выпускников» (к Дню выпуска подготовительной группы)
3.«День цветов» (посадка цветочных аллей) ;
4.«Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых) ;
5.«Елочка – зеленая иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ.
6.«Зоркое око» (фото растений)
7.«Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1)МенщиковаЛ. Н. - «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» Волгоград, Издательство «Учитель», 2009 г. ;
2) Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников., 2004 Николаева С. Н.
3)Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003г; №7 2004г; №7 2005г; №7 2006г; №10 2009г; №3 2010г; №7 2010г
4) «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А., издательство «Детство-Пресс» 2-е изд., 2006.
5) Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Николаева С. Н., Мозаика-Синтез, 2010г.
Приложение №1
Опыты.
1-"Воздух содержится в почве".
Необходимо взять стакан с водой и горсть земли. Посмотрите, я кладу в стакан горсточку земли. И вы проделайте то же самое. И посмотрите через лупу, что происходит: из почвы выходят пузырьки. А пузырьки, это что? (воздух).
Таким образом, мы убедились, что в почве содержится тот самый кислород, который необходим для корней растения. А раз растения дышат кислородом значит, они относятся к живой или неживой природе? (К живой природе).
2- "Как нужно сажать комнатные растения с корнями или без корней".
В нашей группе растет много разных растений. Рассмотрите корни, стебли, листья, цветы. Определите, в каком они состоянии. Если им требуется помощь, окажите ее. Вспомните, что необходимо, чтобы растения росли здоровыми. (Почва, свет, тепло, вода) .Дети вместе с воспитателем осматривают растения, стоящие на подоконнике. Найдите растения с пожелтевшими, пожухлыми листьями, вытянутыми голыми стеблями (бальзамин) .
- Почему же так получилось, что наши растения заболели (ослабли, завяли? Мы ведь ухаживали за ними. (Растение выросли большие, а горшок не изменился. Корням стало мало места в горшке. Пересаживать такое растение в другой горшок бесполезно. Поэтому надо посадить новое растение. Для этого обрезают хорошие части растения (стебель и несколько листьев) – черенки. И ставят их в воду).
- Как вы думаете, для чего ставят черенки в воду? ( Дети высказывают свои гипотезы: чтобы не завяли, чтобы появились корни и т. д.) .
- Мы с вами поставим черенки в воду. Посмотрим, что изменится.
15 марта. С бальзамина, вытянувшегося за зиму, срезали черенки и поставили их в воду.
18 марта. На кончиках черенков образовался каллус, зачатки корней пока не видны.
22 марта. На черенках стали заметны корешки, они пока небольшие, длиной всего около 1 см.
2 апреля. Придя в детский сад после выходных дети обнаружили, что корни у черенков стали большими, длинными. Дети решили, что их пора высаживать в почву.
Воспитатель достает черенки бальзамина из воды и вместе с детьми рассматривает их. У черенков – корни.
- Можно ли такие черенки посадить в землю? (Да, у них есть корни) .
Воспитатель показывает, как посадить черенки бальзамина в землю. Воспитатель показывает черенки бальзамина с корнями и без корней.
- Чем отличаются черенки? (У черенков, которые стояли в воде, есть корни, а у черенков, которые только что срезали, корней нет) .
- Как вы думаете, можно ли посадить в землю черенки без корней? Мнения детей разделились.
Воспитатель заполняет картограф, опираясь на гипотезы детей.
+ ставится, если ребенок говорит «да»
- ставится, если ребенок говорит «нет»
Имя, фамилия ребенка Выдвинутая гипотеза
Губина Аня +
Баширов Малик -
В ходе наблюдения за посадками, дети вместе с воспитателем проверяют свои гипотезы. Кто был прав, а кто нет.
- Проведем эксперимент.
Дети делятся на 2 группы, в зависимости от гипотезы.
Практическая работа:
1 гр. – сажает черенки с корнем.
2 гр. – черенки без корня.
Дата Изменение объекта исследования
2 апреля Черенки бальзаминов с корнями и без высадили в почву, обильно полили, но, несмотря на это, растения немного привяли. Было решено поставить их подальше от батарей отопления, чтобы растениям не приходилось испарять влагу из листьев, так как корни пока воду не поставляют.
4 апреля Высаженные черенки заметно «повеселели». Листья не теряют тургора, но необходимо их регулярно поливать и опрыскивать. Разницы в развитии черенков с корнями и без корней не наблюдается.
6 апреля. У черенков начали разворачиваться новые листочки из центральной почки. Также пришлось их повернуть другой стороной к солнцу, так как они развернули свои листочки к окну. Разницы между черенками с корнями и без корней по-прежнему нет.
В результате дальнейших наблюдений дети увидели, что черенки с корнями и без корней прижились и начали расти.
Дети сделали вывод, что растения можно сажать с помощью черенков, у которых есть корни и без корней.
3- "Вода и растения "
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
4- "Солнце и лучок "
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
5- "Человек и лук"
Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
6-"Растения и воздух"
Цель: Закрепит знания о растениях и воздухе. Познакомить с новым свойством воздуха (расширением) Учить понимать цикл развития растения (Семя, росток, растение, цветок. Плод. Семя) Воспитывать бережное отношение к природе. Карточки «Цикл развития растения»
Стаканчики с мыльным раствором,трубочки, семена, стаканчики с землёй, лейки с водой, спички, свеча, банка с водой. Проблемная ситуация «Помощь в лаборатории»
Опыт с семенами
Опыт с обнаружением углекислого газа.
Создание журнала "Наблюдение за бобом".
Приложение №3
Игры:
1. "В саду, на поле, в огороде" - знакомит с овощами, ягодами, фруктами и зерновыми культурами, расширяет словарный запас, память, произвольное внимание, образное восприятие.
2. "Парочки" (лото) .
3. "Плоды, листья" - знакомит детей с разновидностью деревьев, учит различать соответствующие листья и плоды, составлять смысловые пары.
4. "Где что растет? " - знакомит детей с разнообразием растительного мира, их мест произрастания, внешним видом, пользы для людей и животных.
5. "Солнышко" - знакомит детей с местом обитания живых существ, особенностями внешнего вида и приспособленности к среде обитания, развивает наблюдательность, память, обосновывать свой выбор.
6."Доскажи словечко".
- Не умыться, не напиться без… (воды) -
Листику не распуститься без… (воды)
Без воды прожить не могут звери, птицы, человек,
И поэтому всегда нам везде нужна… (Вода)
7. "Скажи наоборот".
Бросаю мяч ребёнку, он называет «плохое» дело, ребёнок должен назвать слово наоборот- антоним.
Разорвать книгу – склеить книгу.
Толкнуть – обнять.
Ударить – приласкать.
Намусорить – убрать.
Поломать – починить.
Нагрубить – поблагодарить.
Промолчать при встрече – поздороваться.
Бросить в птиц камнем – покормить птиц.
8. Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе»