Рида Елисеенко
Сотрудничество — один из факторов развития коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, – всё это отзывается в сердце другого человека. В. А. Сухомлинский
На сегодняшний момент на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса, переизбытка информации, возрастает роль коммуникативных способностей отдельного человека, способности работать в команде. Данные способности наиболее эффективно развиваются в дошкольном возрасте.
Публикация «Сотрудничество — один из факторов развития коммуникативных навыков» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах.
Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником – это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.
Сотрудничество - в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Сотрудничество — идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку. Уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!» Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Следующие виды игр, помогающие постепенному введению ребенка младшего дошкольного возраста в коллектив сверстников:
1. Подвижные игры-забавы и хороводы – направлены на развитие доброжелательных отношений между малышами в совместной деятельности и на сближение детей и взрослого;
2. Игры с ролью – с одной стороны действуя в соответствии с тем или иным образом героя, ребенок легче справляется со многими задачами, учится незаметно для себя; с другой стороны, активизируется воображение детей, способствуя развитию более сложных форм совместных творческих игр;
3. Игры-задачи – игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Обучающая задача составляет саму суть игры, ее решение становится условием игрового общения детей друг с другом;
4. Игры-соревнования – в них ребенок может сравнить себя с другими.
Взрослому, играя с детьми на протяжении всего дошкольного детства, следует на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы ими сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения;
На каждом этапе дошкольного детства при формировании игровых умений взрослому необходимо одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику. Таким образом, сотрудничество и взаимодействие это родственные понятия обозначающие совместные усилий для достижения общей цели.
Для формирования надлежащего уровня общения старших дошкольников со сверстниками в процессе игрового обучения необходимо выполнять следующие методические приемы:
1. Совместная деятельность-игра, где дети должны согласовать свои действия не по заданным ролям, а по смыслу этой деятельности.
2. В процессе наблюдения взрослого за совместной игрой детей взрослый подсказывает детям, советует, непосредственно учит взаимодействовать при решении общей задачи.
3. Введение в игру роли болельщиков, которые возгласами одобрения поддерживают одного из участников или одну из команд, помогая тем самым игрокам установить соревновательные отношения.
4. Введение в коллективную игру роли управляющего, который руководил бы действиями остальных участников, но сам непосредственного участия не принимал. Эта роль помогает ребенку одновременно учитывать позиции разных участников игры.
5. Обучение ребенка игре одновременно за двух партнеров со взаимно противоположными интересами: это формирует у него «двойную позицию», то есть умение одновременно рассматривать сложившуюся ситуацию с разных точек зрения
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать
следующие коллективные игры:
Давайте познакомимся!
Цель: помочь детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.
Ход: Дети с воспитателем (ведущим) становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.
Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он
бросит мяч, и т. д
Ау!
Цель: Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход: Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
«Объятия»
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям сесть в один (большой круг.)
Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делает со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом,, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разгласил. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.
Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.
«Давайте поздороваемся»
Ход игры.
Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). ' Здороваться надо определенным образом:
один хлопок — здороваемся за руку;
два — плечиками;
три - спинками.
Регулярное использование в педагогической практике коллективных игр повышает социальную активность детей. Дети становятся более инициативными, внимательными друг к другу, уверенными в своих собственных силах. В процессе коллективной игры происходит систематическое развитие речевых и коммуникативных навыков.