Наталья Санькова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию по ОО «Музыка» в рамках проекта «Белая береза — символ России» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное учреждение
«Детский сад № 10» с. Сергиевское
Грачевского муниципального района
Ставропольского края
Материалы на районный конкурс
среди педагогов дошкольных учреждений
"На лучший конспект по патриотическому воспитанию"
Музыкальный руководитель:
Санькова Наталья Владимировна
2014 год
«Белая береза – символ России».
Проект по патриотическому воспитанию в образовательной деятельности "Музыка" на основе народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию по ОО „Музыка“ в рамках проекта „Белая береза — символ России“ Видео» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Видео
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
Воспитывать любовь к родине, способствовать развитию духовности у детей дошкольного возраста. Развивать культуру бережного отношения к родной природе. Приобщить к русским традиция оздоровления (русская баня). Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянской культа России – березе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, календарными праздниками, ритуалами, связанными с березой. Приобщать детей к русской народной культуре. Воспитывать любовь к родине, способствовать развитию духовности у детей дошкольного возраста.
Развивающие задачи:
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народными песнями, танцами, хороводами. Сформировать устойчивый интерес к народным истокам игр.
Оборудование и материалы:
Макет русской березы, народные костюмы, веник из березовых листьев, посуда керамическая, деревянная, березовые туески, ковшики для сыпучих продуктов, музыкальный центр, аудиозаписи.
Раздаточный материал:
Лучина (по количеству детей, березовые веночки для танцев и хороводов, ленточка, бусы (для гаданий на березе).
Предварительная работа с детьми:
Понедельник: Познакомились с понятием народные календарные праздники. Узнали примеры календарных праздников, что они всегда связаны с природными явлениями, имеют свои символы, разделяются на календарно-обрядовые, обязательно связаны с временем года. Проходят в течение всего года. Рассматривали иллюстрации картин с изображением березы: Шишкин И. И. «Березовая роща»; Гордеева Мария «Березы»; Лакашук Н. Н. «Березовые дровишки»; Левитан и. Р. «Березовая роща»; Репин И. Е. «Березы. Солнечный день».
Вторник: Прослушивали народные песни: «Во поле береза стояла» в аудиозаписи (соло);
«Уж ты береза кудрявая» русская народная мелодия в обработке Г. Фрида. Разучили основной танцевальный хороводный шаг, познакомились с правилами игры «Венок» (индивидуальная работа Вадим Суслов).
Среда: Слушали в аудиозаписи песни казачьего хора Д. К. села «Березонька, кудреватая». Познакомились с примерами гаданий на березе.
Четверг: Экскурсия в библиотеку Дома Культуры села Сергиевского. Беседа с заведующей библиотекой, просмотр презентации "Люблю тебя родная Русь".
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ОД «Музыка».
Возрастная группа: старший возраст.
Дети входят в зал под русскую народную песню «Камаринская» в исполнении оркестра народных инструментов. Свободно располагаются вокруг березки.
Музыкальный руководитель: Сегодня в гостях у нас березка, мы будем веселиться вокруг березки, петь песни, стихи читать, хороводы водить.
Дети читают стихи:
Береза моя березонька!
Береза моя белая, береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Травка шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
Хоровод водят.
Дети старшей группы заводят хоровод «Во поле береза стояла».
В аудиозаписи звучат звуковые эффекты (шум дождя, гром, гроза).
Музыкальный руководитель: Только мы развеселились, а тут дождь пошел.
Дети читают стихи:
Дождик, дождик, убывай,
Будет славный урожай.
В поле лен и бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В саду мак и сирень,
В огороде зелен хмель!
Радуга- дуга, радуга-дуга,
Отворяй ворота,
Перекинься на луга,
Ключиком, замочком,
Коромыслом, колесом,
Шелковым платочком,
Золотым мотом!
Дети усаживаются на стулья.
Музыкальный руководитель: Давайте поговорим о нашей одной, русской березе.
Береза – символ России, она олицетворяет чистоту, красоту родной земли. В старые времена,
Да и сейчас ранней весной люди собирали березовый сок и поили им малых деток, больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания.
Береза стала символом России, ее любовно называли «березонька, красавица, белоствольная, белолицая». Многие календарные праздники связаны с березой. Календарными праздники называются потому, что они проходят в разное время года, с ним связаны (Весна, лето, осень, зима). Возле березы проходят гуляния, обряды, девушки ее украшают лентами, одаривают подарками. Именно про ее сложены многочисленные загадки:
С одного дерева, да четыре угодья:
Первое – от темной ночи (лучина,
Второе – некопаный колодец (сок)
Третье – старому здоровье (веник для бани)
Четвертое – разбитому связь (береста, берестяная посуда).
В старину, когда не было электричества, линий передач, лампочек, долгое время дома (избы) освещали лучиной.
При ее свете девушки и женщины пряли в долгие зимние вечера. Часто устраивали посиделки, но это не от слова сидеть, во время этих встреч они пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение, при котором все становилось таинственным и чудесным, ушло в прошлое. Давайте и мы представим, что мы попали в прошлое и попробуем посидеть при лучине в эти темные дни.
Посмотрите, как нужно вставлять лучину в «светец» (воспитатель повторяет движения, показ, демонстрацией лучины). Под светцом стояло корытце. А для чего это делали?
Ответы детей: Чтобы туда падали обгоревшие кусочки бересты и гасли в воде.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята чтобы дом не загорелся, это была противопожарная безопасность. Можно было не бояться пожара в деревянной избе.
Дети подходят к столу, на нем деревянная и глиняная посуда, берестяные туески.
Все рассматривают посуду, рассказывают из чего, она сделана, сравнивают и любуются ею.
Музыкальный руководитель:
А вот и вторая отгадка, «некопаный» колодец! А почему так говорят? Как вы думаете, дети, почему так говорят, «некопаный»? (Ответы детей). Правильно, ведь сок у березы собирают, чтобы не нанести вред березе. Березу надрезают бережно, аккуратно, стараются делать не более 2-3 надрезов. Сок и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых листьев готовят витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком (дети и гости угощаются чаем или приготовленным соком).
А это что? (Показываю березовый веник).
Музыкальный руководитель: Правильно – это веник, для того чтобы париться в бане. Русская баня всегда была полезна и молодым и старым, а какая баня без березового веника. Все болезни вылечит, душу порадует, тело молодит. В бане березовый веник просто незаменим. Перед баней его предварительно распаривают в горячей воде, а потом парятся – хлещут себя веником, водой, в который распаривают веник, поласкают волосы. Чтобы стали легкими, шелковистыми, пахучими. Ребята, сходите в баню со своими мамами, папами, потом расскажете о своих впечатлениях.
А сейчас я вам покажу, как нужно пользоваться веником. (Показываю тихое похлопывание по своей руке, по детям). А пока давайте уберем веник, оставим его для бани.
Ребята, у нас на столе еще одна отгадка. Давайте вспомним ее, в загадке говорится – «разбитому связь»?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: С помощью бересты можно связать, отремонтировать «разбитое» или сделать новую емкость для ягод, грибов. Напитков – легкую и небьющуюся посуду. Вот, посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов – соли, чай, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.
Вот, видите ребята, сколько в березе тайн хранится. А вот хорошо подумать, то в березе не 4, а 44 угодья для нас – людей. А самое главное, точно она в любое время года, а особенно весной и ранней осенью (демонстрируются иллюстрации). Как можно сказать об осенней березе (золотое платье, солнечная одежда). А весной береза похожа на девицу, с молодыми нежными листочками, ажурными сережками.
Очень много есть песен, в них прославляется береза, ее сравнивают с красотой юной девицы, в песне ее называют Березкой сестрицей.
Послушайте стихотворение:
Ельня, Ельня березонька,
Ельня, Ельня кудревата,
Кудревата, беловата,
Захотел пан жениться.
На душе красной девице,
На березовой сестрице…
Хочу вам рассказать о том, как ваши бабушки и дедушки, когда были еще совсем молодыми, гадали на березе. А чтобы вам было все понятно, воспитанники вокального кружка «Нотка» разыграют для вас сценку «Гадания».
Дети, одетые в народные костюмы, входят в зал, в руках муляжи народных инструментов (балалайка, жалейка). Шумовые детские инструменты, которые сделали сами дети из бросовых материалов с музыкальным руководителем.
Девочки подходят к березке украшают ее своими лентами, бусами, снимают с березки венки и вплетают, поют «Ой, ты березонька» слова и музыка народные.
Встанем в хоровод вокруг березки:
Встанем в хоровод вокруг березки.
Березонька веселенькая,
Кудрявенькая, зелененькая,
Кудрявенькая, зелененькая,
Завивайся-ка,
Да во весь год, нам веселым быть
Да весь год!
Дети передают свои венки с поклоном, говорят друг другу добрые слова, хвалят друг, друга, говорят, кто кому нравится. Дают слово подружиться, никогда не ссориться, не обижать друг друга.
Ай, кумушки – голубушки,
Подруженьки мои,
Кумитеся, любитеся,
Любите меня.
Пойдите во зеленый сад
Возьмите меня
Завьем венки на все деньки,
На все праздники!
Звучит колокольный звон.
1-й ребенок:
Красный звон гудит и льется
К жизни новой, молодой,
Все ликует, к жизни льется
Перекатною волной.
2-й ребенок:
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела,
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Музыкальный руководитель:
Умный, сильный наш народ,
Далеко глядит вперед,
Но приданья старины
Забывать мы не должны!
Все:
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
3-й ребенок:
Ах, Россия. Родная Россия,
В твоем имени нежность берез.
И народная мудрость, и сила,
И сверкание утренних рос.
4-й ребенок:
В твоих песнях – разливы гармонии,
В плясках – удаль и русская стать.
Я такой красоты не припомню,
Где еще мне б такую сыскать.
5-й ребенок:
Мы хотим пожелать тебе счастья,
Мирной жизни, покоя, тепла,
Чтоб тебя не коснулись несчастья,
Чтоб судьба твоя светлой была!
Исполняется заключительная песня «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Г. Соловьевой.
Видео: https://www.youtube.com/embed/XCHq_xkgoQ0