Светлана Гриценко
Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Учусь сочувствовать»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми по развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ рекомендуем использовать художественную литературу: сказки «Гадкий утенок», «Аленький цветочек», «Дикие лебеди», «Цветик – семицветик», «Карлик Нос».
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
по социально-личностному развитию
в подготовительной к школе группе
"Учусь сочувствовать"
Публикация «Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ „Учусь сочувствовать“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Цель: приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными).
Материал: запись с плачем и смехом ребенка.
Звучит запись плача ребенка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему дети плачут? (от боли, болеют, от обиды)
А что вы думаете, что чувствуете, когда слышите плач человека? (жалко, тоже хотелось заплакать, хотелось пожалеть, погладить).
Значит вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо.
Со – чувствовать – чувствовать настроение другого. Хорошо, что вы умеете сочувствовать. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами (без рук, ног, слепые, глухие, кто-то рождается инвалидом.
Послушайте отрывок из книги В. Короленко «Слепой музыкант»:
«… Послушайте, это опять вы? – спросил мальчик.
Разве вы не видите, что это я? – Этот вопрос больно отозвался в душе слепого.
Отчего вы такой сердитый? – спросила девочка.
Я… не сержусь на вас… - сказал тихо мальчик.
Так давайте играть вместе.
Я не умею играть с вами…
Какой вы смешной!
Мальчик услышал, как девочка перебирает цветы. Он взял в руки цветок, легко пальцами тронул его.
Это лютик,- сказал он, - это фиалка.
Потом неожиданно стал ощупывать лицо и волосы девочки. Девочка испугалась и заплакала.
Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка!
Петрусь сидел с низко опущенной головой, впервые испытывая
унижение калеки.
Потом упал на траву и заплакал…
О чем ты плачешь? Ты такой странный! – сказала девочка с задумчивым участием.
Я не странный…Я… Я – слепой…»
Воспитатель: Ребята, как надо относиться к таким детям? (их надо жалеть, помогать, им надо сочувствовать и др.).
Надо ли пристально смотреть на таких детей или взрослых и показывать пальцем?
Ребята, я однажды шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, которого везли на коляске. У меня на глазах появились слезы. Как вы думаете, почему? Как можно назвать детей, которые смеялись? (злыми, жестокими, плохими). Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно.
Поэтому если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и помогите ему. И добро всегда к вам вернётся!
Я думаю, что вы читали замечательную сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик». Я хочу напомнить вам окончание этой сказки.
- Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный, - сразу видно, что не драчун,- и Жене захотелось с ним познакомиться.
Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела своё лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
Витя. А тебя как?
Женя. Давай играть в салки?
Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже нравишься, и я бы с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой, лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Воспитатель: Ребята, правильно поступила Женя? (ответы детей).
Но ведь такой волшебный цветик-семицветик бывает только в сказке, а такой мальчик может жить рядом с нами.
Как вы могли бы помочь ему? (поиграть с ним в настольные игры, порисовать, посмотреть книги, мультфильмы и др.).
Молодцы! Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем успокаивать их и помогать им.
«Умею сочувствовать!» Произнесите это негромко, хором.
(Звучит запись детского смеха.)