Елена Фатина
Материал для беседы с детьми на тему «Русский народный костюм. Русский народный костюм Нижегородской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 47 «Здравствуй»
Материал для беседы с детьми подготовительной к школе группы на тему:
«Русский народный костюм. Русский народный костюм Нижегородской области»
Подготовила:
воспитатель по изобразительной деятельности
Публикация «Материал для беседы с детьми на тему „Русский народный костюм, Русский народный костюм Нижегородской области“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Республика, область, край. Список городов
- Русский народный костюм
- Темочки
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 47»
Фатина Е. В.
Во все времена стремились русские люди к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали. Веками копилось это наследство, многое затерялось по пути к нам, ведь время не щадило ни самих людей, ни их творения. И все же многое из накопленного веками дошло до нас. Русский костюм… мы так привыкли к этим словам, что забываем, а подчас и не знаем о настоящем назначении вещей, объединенных этим названием. А ведь нам, русским, досталось от предков богатейшее наследство, созданное их талантом.
Костюм – это предметы одежды (бельё, платье, головные уборы0, связанные единством назначения и использования человеком, дополненные аксессуарами, причёской, гримом. Одежда создает обрез не только отдельного человека, она создает образ улицы, города, страны. Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах- радость, праздничность.
Но даже трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. И тем не менее, наши далекие предки одевались красиво и гармонично.
Чтобы считаться хорошо одетым, крестьянам необходимо было носить костюм, соответствующий обстоятельствам /празднику или будням/ возрасту и положению, требовалось держаться степенно с уважением к себе и окружающим.
В старину по тому, как был одет человек, можно было безошибочно определить, откуда он родом. Каждая губерния России имела свой особый костюм, не похожий на другие, но в то же время, в нем обязательно присутствовали общерусские черты.
Каким же он был, русский национальным костюм?
Женский костюм
Женский костюм был двух видов – понёвный и сарафанный комплексы, основу обоих составляла рубаха. Кроилась она из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные "полики - прямоугольные или клиновидные вставки. Заготавливая ткань, мастерица учитывала форму будущей вещи и места для вышивки Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были четко определены места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Старинные швы: роспись, набор, гладь, полу крест определяли характер узора вышивки и связь ее со структурой ткани. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины - прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила - солнце и звезды.
Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную.
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви.
Мужской костюм
Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.
А. Венецианов «Спящий пастушок»
Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду - армяк.
Повседневный костюм
Повседневный костюм отличался большей простотой. Он состоял только из самых необходимых предметов одежды.
Шилась одежда обычно из дешёвых тканей фабричного производства или, чаще, домотканых. Как правило, рубахи скудно украшались по вороту, манжетам; понева украшалась только по подолу, а сарафан только в верхней части.
Детский костюм
Детей до пяти - семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер. Рубаху дополнял пояс. Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывавшая на пол. У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, косточек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки. В будни основной одеждой девочки-подростка была подпоясанная рубаха. В праздники же она дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели - по мере необходимости надевали одежду взрослых.
В. Маковский «Пастушки»
Праздничная одежда
Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета - это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений. Девушки в весенние праздники встречи весны надевали красные сарафаны. Красный цвет входил в костюмы невест.
Со времён Древней Руси "красный" - красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки). Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром.
Весьма заметно сказывалась на костюме и разница в социальном положении их владельцев. Праздничный костюм богатого купца или крестьянина отличался от костюма его менее зажиточного соседа или просто бедняка большим количеством вещей, входивших в его состав, обилием и ценностью украшений, включением в костюм модных городских предметов, да и шился такой костюм из дорогих тканей.
Народный костюм нашего края
Россия огромная многонациональная страна, и на её просторах испокон веку жили представители около 100 народностей. Поэтому в каждой губернии существовали свои особенности народного костюма.
Праздничная одежда крестьянки (начало XIXвека). Рубаха бесполиковая с юбкой. Сатин, тесьма, гарус. Деревня Криуша Вознесенского района Нижегородской области
Нам, живущим на границе Нижегородской области и Мордовии особенно, интересно знать. Как выглядела народная одежда нашего края.
Сарафан косоклинный с рукавами (конец XIX века). Рукава - кофта без нижней части, стана. Шелк, позумент, золотое шитье. Село Чернуха Арзамасского района Нижегородской области.
Вся жизнь любого крестьянина или крестьянки от момента рождения и до смерти была связана с разнообразными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Изготовляемая вручную праздничная женская одежда хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению.
И сегодня, в отдельных регионах страны, преимущественно в сельской местности сохранились комплекты народной одежды, которые бережно хранят и надевают на свадьбы, народные гуляния. Так она частично сохранилась до наших дней.
Неграмотные мордовские и нижегородские крестьяне, не имевшие понятия о моделировании и конструировании одежды, не обучавшиеся законам композиции и колорита, при свете лучины долгими зимними вечерами создавали подлинные шедевры.
Костюм женщины-эрзянки. Конец XIX в. Нижегородская губерния, Лукояновский уезд.
Костюм молодого эрзянина. Начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковский уезд.
Русский народный женский костюм северных районов Нижегородского края состоял из сарафанного комплекса (сарафан и епанечка). На юге носили панёвы одетые на рубаху. Одежда украшалась кружевами и вышивкой. Вышивка -растительные орнаменты, реже изображения птиц и животных выполнялись гладью, крестом, тамбурным швом. На рубахе вышивкой покрывали рукава, манжеты, грудь, а сарафаны впереди вертикальной полосой и по подолу. Праздничные епанечки простегивали золотыми или серебряными нитями, покрывали шелком.
Важную роль играл головной убор. По богатству головного убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству.
Замужние женщины, проживавшие в северных районах Нижегородского края в праздничные дни надевали кокошники или повои. На юге области предпочитали сороки и кички. Головные уборы украшались жемчугом, стеклярусом, бисером, золотыми и серебряными нитями. В будние дни женщины носили платки. Девушки надевали на голову повязки или атласные ленты.
Повседневная обувь - лапти. Зажиточные крестьянки носили коты (башмаки с суконной белой или красной оторочкой и завязками).
(Тамбовская губерния). Нижегородская область, Костюм невесты.
Глядя на традиционную народную одежду, мы ощущаем удивительный духовный мир, отразившийся в ней. Нарядность, образная насыщенность этой одежды сродни богатому народному языку, былинам и песням. И каждый открывает что-то новое для себя.
Пословицы и поговорки
•Молодец в кафтане, девка в сарафане.
•Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.
•У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи.
•Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк.
•Мужик не прядёт, а без рубашки не ходит, а баба прядёт да не по две носит.
•Новую одежду кроят, к старой примеряют.
•Береги одежду снову, а честь смолоду.
•С миру по нитке – голому рубашка.
•Своя рубашка ближе к телу.
•Видит и кривой, на ком кафтан плохой.
А. Косничев «Девушка, сидящая у зеркала, в старинном русском народном костюме тверской области».