Tамара Пономаренко
В помощь аттестующимся. Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещении, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад №___ станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Публикация «В помощь аттестующимся, Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Фамилия, имя, отчество
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Среда в нашем детском саду выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка); наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей, а также возможность уединения.
При построении предметно – развивающей среды в своей возрастной группе я следую рекомендациям разработанным В. А. Петровским. Основу ее построения в моей группе составляет деятельностный подход, т. е. со всем, что находится в группе, дети могут действовать, преобразовывая пространство. Я стараюсь поддерживать проявления активности ребенка в различных видах деятельности, создаю условия для реализации творческих идей. В группе есть место, свободное от игрового материала, где ребенок может стать творцом своего предметного окружения, может оборудовать игровое поле по своему усмотрению. Рядом в контейнерах хранятся веревки, канаты, с помощью которых можно ограничить пространство для игры. Там же хранятся карточки – маркеры со схематическим изображением бытовой техники, названий общественных зданий, игрушки – заместители, которые позволяют детям развивать творческое воображение, изготавливать необходимые для игры атрибуты.
В цветовом решении интерьера использованы пастельные тона. Украшают группу отдельные яркие, сменяемые предметы и элементы: разноцветные подушки, детские работы для оформления группы и др.
При проектировании предметно – развивающей среды я учитываю принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобраны предметы, подчеркивающие гендерную принадлежность дошкольников. Например, наряды, сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Хозяюшки» для девочек. Для мальчиков «Автосервис», «Техническое бюро» и др.
При организации предметно – развивающей среды в своей возрастной группе я также учитываю принцип эмоциональной насыщенности. В группе имеется «Уголок творчества», где расположен изобразительный и вспомогательный материал для художественного конструирования, изобразительного творчества, лепки и объемного рисования, бумажной пластики, аппликации. Там же оформлен уголок театрализации. Мною изготовлены костюмы, шляпы, шапочки для режиссерских игр.
Созданию мною центра занимательной математики предшествовал подбор игрового материала, что определилось возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Я думаю, центр занимательной математики решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В группе оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Используя метод проектов в своей работе, я тщательно продумываю и организовываю в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Пополнила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно - экспериментальной деятельности детей. В уголок «Юный исследователь», добавила оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, природный материал (камешки, песок, семена и т. п, утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки) прочие материалы - лупы, термометры и др. Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.
Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашего теневого навеса. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
Там же, в теневом навесе, расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы
Важной составной частью работы по ознакомлению с профессией метеоролога, а также по экологическому воспитанию дошкольников стала организация метеоплощадки на территории ДОУ. Метеоплощадка дала возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеорологические приборы, размещенные на красиво оформленном участке, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, возбуждая интерес и любопытство всех, кто их увидит.
Метеоплощадка обеспечивает проведение практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонных явлений в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Дети имеют возможность ежедневно играть «в метеорологов», используя не только самодельные приборы, но и настоящие. У детей вызывает огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов погоды. Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр. Один термометр расположен под навесом, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен рядом, на столбике, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени. Бесценную информацию даёт и простейший прибор для измерения количества осадков – осадкомер. Это цилиндрическая ёмкость со шкалой, по которой мы узнаём, сколько миллиметров осадков выпало за интересующий нас период. Показания знакомого всем барометра, измеряющего атмосферное давление, особенно важны для прогноза. Понижение столбика жидкости предвещает ухудшение погоды.
Солнечные часы позволяют детям учиться определять время по солнцу.
Флюгер – древнейшее орудие для определения ветра, оснащённый «розой ветров» - позволяет точно узнать «откуда дует ветер». Все показания приборов фиксируются на специальном стенде, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Дети ведут ежедневные наблюдения за погодой; изучают растительность (деревья, кустарники) и покров земли; наблюдают за животными и птицами на участках и в округе детского сада; ежедневно работают с календарем погоды.
Таким образом, предметно – пространственная среда в моей группе, на участке создает атмосферу заинтересованности каждого воспитанника, сопровождает его в собственном развитии, самоактуализации и самореализации.
25. 04. 14г.
Воспитатель ___ Ф. И. О.
Заведующий МАДОУ
центр развития ребенка –
детский сад №31 ___Ф. И. О.
Старший воспитатель
МАДОУ
центр развития ребенка –
детский сад №31 ___ Ф. И. О.