Приложение МААМ

Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»

Светлана Сурнина
Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной.

Ход

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса звучит так : «Родословная в детском саду : история и образ семьи». Не случайно я выбрала эту тему, так как, работая по формированию положительного отношения к родному дому у детей дошкольного возраста нельзя обойтись без главного в жизни ребенка – его семьи.

Публикация «Мастер-класс „Родословная в детском саду: история и образ семьи“» размещена в разделах

В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.

Но прежде узнаем, как вы объясните понятие «родословная»?

Своим детям я объясняю так: родословная – это история своей семьи, рассказ о том, кто является для них родными и близкими.

Для участия в мастер-классе мне понадобятся 6 человек. Для начала прошу вас встать в круг, который использую с детьми на различных занятиях. Такая форма способствует повышению эмоционального комфорта, сближению детей и педагогов и, кроме этого, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Очень эффективна такая форма в организации ритуала знакомства с незнакомыми детьми.

Встаньте поближе друг к другу, чтобы почувствовать тепло ваших сердец и с помощью легкого касания руки или плеча познакомимся друг с другом: назовите, как вас зовут, а также представьте себя, как члена семьи, но просьба – не повторяться. Итак, начинаем: меня зовут Светлана, я – любящая мама двух сыновей…

(участники мастер-класса называют себя)

Вы почувствовали тепло, которое передавали друг другу?

Ознакомление дошкольников с семьей – это тема не одного занятия и не одного года. Начинать данную работу рекомендую уже с 2 лет, основным приемом в возрасте 2-4 лет является организация сюжетно-ролевой игры «Семья».

Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциями

Для детей младшего и среднего возраста составляем семейные альбомы, а уже в старшей и подготовительной к школе группах целесообразно обратиться к родо-словной.

Мы сейчас с вами на практике попробуем составить образ своей семьи; занятие по такой теме проводится в подготовительной к школе группе, как первый этап составления родословной.

Педагоги – творческие люди и я рекомендую при изучении данной темы пере-воплотиться в какого-нибудь героя, как воспитателю, так и детям, так как перевопло-щения способствуют развитию у детей воображения, мышления, образного воспри-ятия и повышают процесс понимания материала, который им преподносится.

С детьми составляем образ непосредственно их семей, а вам я предлагаю пре-вратиться в жителей Цветочного города – самого детского городка на свете. Это необходимо для того, чтобы вы сами попробовали создать некий семейный образ, который сможете передать потом и своим детям.

Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Чтобы составить родословную своей семьи, надо, как можно более подробно опросить старших членов об их предках и родственных связях и записать с помощью взрослых полученную информацию. Именно поэтому эффективно использовать семейные проекты.

Ребенку дошкольного возраста присуще наглядное восприятие, поэтому, если мы будем говорить о генеалогическом древе, оно должно выглядеть деревом.

Хочу напомнить вам, что генеалогическое древо бывает двух видов: нисходящее и восходящее. Во главу нисходящего древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия, и изучаются его потомки. Это древо можно назвать фамильным.

В восходящем древе за основу берется также человек, но изучаются, на-оборот, его предки – по мужской и женской линии. Именно такой вариант древа чаще всего используется при составлении родословной в детском саду.

Практика показывает, что составление родословной семьи в форме дерева интересна, в основном, родителям или как заключительный этап ознакомления с родословной.

Используя принцип построения таблицы восходящего родства, я предла-гаю разнообразить идеи для оформления родословной.

Это может быть, например: гроздь винограда как образ дружной и сплоченной семьи, или радуга, объединяющая яркие индивидуальности и включающая семь поколений.

Важно: чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, со-ставляющих род. Такая форма не только способствует развитию интереса к истории своей семьи, но и раскрывает творческие способности у детей и их родителей.

Уважаемые педагоги, предлагаю вам нарисовать свою воображаемую се-мью, но не просто ее членов, а постараемся создать ее образ, выразить в рисунке ее особенности, отталкиваясь от имени или фамилии вашего героя. Ведь в старину фамилии или прозвища давались не просто так, а зависели от рода деятельности, которой занималось целое поколение семьи.

Подумайте, на что может быть похожа ваша семья? Где вы можете со-браться? Какое общее и любимое занятие может быть?

Нужно представить свою семью в виде какого-либо образа, красивого и доброго. Это может быть предмет, растение, животное, машина или даже игрушка. Все семьи разные и отличаются друг от друга.

В ходе выполнения задания я стараюсь увидеть каждого ребенка, чтобы, учитывая его индивидуальные особенности, посоветовать, направить, даже могу предложить какой-то вариант, так как хорошо знаю семьи своих воспитанников, и в тоже время осуществляю контроль, как дети поняли задание и как они с ним справляются.

На любом занятии необходимо сделать небольшой вывод, дать анализ и представить решение поставленной в начале занятия.

Представьте, пожалуйста, образ семьи, созданной вами (представление участниками мастер-класса).

Посмотрите, какие разные образы семей у вас получились, соответствующие именам героев, все семьи разные, но в одном они похожи, потому что семья объединяет родных людей, очень близких друг другу.

Спасибо вам за ваше активное участие в проведении мастер-класса.

А в заключение я хотела бы сказать: работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением, так как в начальной школе программа предмета «Окружающий мир» содержит задачи ознакомления с родословной.

Наш мастер-класс закончился, друзья!

И время подводить итог.

Скажу с уверенностью я –

Во многом конкурс мне помог.

Я научилась рассуждать,

Как опыт людям передать,

Компьютер в деле применять

И никогда не унывать!

Семье традиции хранить,

И, в общем – интересно жить!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в детском саду и дома» В современном обществе - в XXI веке - забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. В дошкольном детстве закладывается.

Мастер-класс «Аэрография в детском саду»Мастер-класс «Аэрография в детском саду» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с одной из нетрадиционных техник рисования которую я применяю в своей кружковой.

Мастер-класс «Черлидинг в детском саду» Цель: познакомить детей с понятием «Черлидинг» - зрелещного вида спорта, разучить с детьми элементы танца с помпонами. Задачи: • укреплять.

Мастер-класс для педагогов «Образ семьи» Михайлова Наталья Вячеславовна воспитатель Мастер класс на тему «Образ семьи». формирование положительного отношения к родному дому у детей.

Мастер-класс  «Песочная терапия в детском саду» Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами. Психолог: Сейчас,.

Мастер-класс в детском саду «Красавица Весна»Мастер-класс в детском саду «Красавица Весна» Мастер-класс изготовления плоскастной куклы «Красавица-весна» с детьми средней и старшей группах дошкольного возраста. 1. Матеиалы.

Мастер-класс «Закаливание детей в детском саду и дома» В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,.

«Лесная история». Театрализованная деятельность детей в детском саду«Лесная история». Театрализованная деятельность детей в детском саду ЛЕСНАЯ ИСТОРИЯ Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Театр раскрывает духовный мир и творческий потенциал.

Здоровый образ жизни в детском саду Коршикова Елена Григорьевна г. Санкт Петербург ГБДОУ № 90 фрунзенского района Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития.

Консультация «Здоровый образ жизни в детском саду и дома» Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. До 7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 06:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сурнина (УИ 261355) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД