Светлана Сурнина
Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной.
Ход
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса звучит так : «Родословная в детском саду : история и образ семьи». Не случайно я выбрала эту тему, так как, работая по формированию положительного отношения к родному дому у детей дошкольного возраста нельзя обойтись без главного в жизни ребенка – его семьи.
Публикация «Мастер-класс „Родословная в детском саду: история и образ семьи“» размещена в разделах
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Но прежде узнаем, как вы объясните понятие «родословная»?
Своим детям я объясняю так: родословная – это история своей семьи, рассказ о том, кто является для них родными и близкими.
Для участия в мастер-классе мне понадобятся 6 человек. Для начала прошу вас встать в круг, который использую с детьми на различных занятиях. Такая форма способствует повышению эмоционального комфорта, сближению детей и педагогов и, кроме этого, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Очень эффективна такая форма в организации ритуала знакомства с незнакомыми детьми.
Встаньте поближе друг к другу, чтобы почувствовать тепло ваших сердец и с помощью легкого касания руки или плеча познакомимся друг с другом: назовите, как вас зовут, а также представьте себя, как члена семьи, но просьба – не повторяться. Итак, начинаем: меня зовут Светлана, я – любящая мама двух сыновей…
(участники мастер-класса называют себя)
Вы почувствовали тепло, которое передавали друг другу?
Ознакомление дошкольников с семьей – это тема не одного занятия и не одного года. Начинать данную работу рекомендую уже с 2 лет, основным приемом в возрасте 2-4 лет является организация сюжетно-ролевой игры «Семья».
Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциями
Для детей младшего и среднего возраста составляем семейные альбомы, а уже в старшей и подготовительной к школе группах целесообразно обратиться к родо-словной.
Мы сейчас с вами на практике попробуем составить образ своей семьи; занятие по такой теме проводится в подготовительной к школе группе, как первый этап составления родословной.
Педагоги – творческие люди и я рекомендую при изучении данной темы пере-воплотиться в какого-нибудь героя, как воспитателю, так и детям, так как перевопло-щения способствуют развитию у детей воображения, мышления, образного воспри-ятия и повышают процесс понимания материала, который им преподносится.
С детьми составляем образ непосредственно их семей, а вам я предлагаю пре-вратиться в жителей Цветочного города – самого детского городка на свете. Это необходимо для того, чтобы вы сами попробовали создать некий семейный образ, который сможете передать потом и своим детям.
Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Чтобы составить родословную своей семьи, надо, как можно более подробно опросить старших членов об их предках и родственных связях и записать с помощью взрослых полученную информацию. Именно поэтому эффективно использовать семейные проекты.
Ребенку дошкольного возраста присуще наглядное восприятие, поэтому, если мы будем говорить о генеалогическом древе, оно должно выглядеть деревом.
Хочу напомнить вам, что генеалогическое древо бывает двух видов: нисходящее и восходящее. Во главу нисходящего древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия, и изучаются его потомки. Это древо можно назвать фамильным.
В восходящем древе за основу берется также человек, но изучаются, на-оборот, его предки – по мужской и женской линии. Именно такой вариант древа чаще всего используется при составлении родословной в детском саду.
Практика показывает, что составление родословной семьи в форме дерева интересна, в основном, родителям или как заключительный этап ознакомления с родословной.
Используя принцип построения таблицы восходящего родства, я предла-гаю разнообразить идеи для оформления родословной.
Это может быть, например: гроздь винограда как образ дружной и сплоченной семьи, или радуга, объединяющая яркие индивидуальности и включающая семь поколений.
Важно: чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, со-ставляющих род. Такая форма не только способствует развитию интереса к истории своей семьи, но и раскрывает творческие способности у детей и их родителей.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам нарисовать свою воображаемую се-мью, но не просто ее членов, а постараемся создать ее образ, выразить в рисунке ее особенности, отталкиваясь от имени или фамилии вашего героя. Ведь в старину фамилии или прозвища давались не просто так, а зависели от рода деятельности, которой занималось целое поколение семьи.
Подумайте, на что может быть похожа ваша семья? Где вы можете со-браться? Какое общее и любимое занятие может быть?
Нужно представить свою семью в виде какого-либо образа, красивого и доброго. Это может быть предмет, растение, животное, машина или даже игрушка. Все семьи разные и отличаются друг от друга.
В ходе выполнения задания я стараюсь увидеть каждого ребенка, чтобы, учитывая его индивидуальные особенности, посоветовать, направить, даже могу предложить какой-то вариант, так как хорошо знаю семьи своих воспитанников, и в тоже время осуществляю контроль, как дети поняли задание и как они с ним справляются.
На любом занятии необходимо сделать небольшой вывод, дать анализ и представить решение поставленной в начале занятия.
Представьте, пожалуйста, образ семьи, созданной вами (представление участниками мастер-класса).
Посмотрите, какие разные образы семей у вас получились, соответствующие именам героев, все семьи разные, но в одном они похожи, потому что семья объединяет родных людей, очень близких друг другу.
Спасибо вам за ваше активное участие в проведении мастер-класса.
А в заключение я хотела бы сказать: работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением, так как в начальной школе программа предмета «Окружающий мир» содержит задачи ознакомления с родословной.
Наш мастер-класс закончился, друзья!
И время подводить итог.
Скажу с уверенностью я –
Во многом конкурс мне помог.
Я научилась рассуждать,
Как опыт людям передать,
Компьютер в деле применять
И никогда не унывать!
Семье традиции хранить,
И, в общем – интересно жить!