Людмила Хахаева
Мастер-класс «Эта земля твоя и моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, жюри, гости!
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!
Вашему вниманию хочу представить свой мастер-класс по теме :
"Эта земля твоя и моя"
Природа-это один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой родного края, у детей воспитываю любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь способствует и решению природоохранных задач.
Публикация «Мастер-класс „Эта земля твоя и моя“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2020
А сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Дети общаются с природой в разное время года. Ни один дидактический материал не сравнится с ней по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Детям нравиться быть на природе. Они хотят ее созерцать. А я могу научить понять, что они могут для нее сделать и постараться сделать это вместе с ними.
Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников я использую следующие виды технологий:
- проектные методы;
- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга);
- использование компьютерных технологий;
- мультимедийные презентации;
- кейс-технология: кейс-иллюстрация и фото-кейс служат прекрасным способом проблемного обучения. (данная технология, фото- кейс, помогает детям принимать решения для того чтобы в дальнейшей жизни они смогли самостоятельно находить решения в разных ситуациях)
В последнее десятилетия активно развивается экологический туризм, с каждым годом набирая все большую популярность.
Экотуризм- это способ побыть поближе к природе, полюбоваться красивейшими пейзажами и подышать свежим воздухом. А какие экологические туры вам известны?
Не у всех есть возможность посетить эти места и воочию полюбоваться красотами.
Согласно требованиям ФГОС предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.
Я изготовила макет с заповедными местами Калмыкии. Мои воспитанники запоминают названия заказников, где они находятся и кто там обитает. Дети знакомятся с экологическими маршрутами такими как: "Тропа сайгака", "Птицы Маныча", "Остров тюльпанов", прекрасное соленое Розовое озеро. На территории нашего Целинного района находится памятник живой природы- Священный одинокий тополь, который стал победителем Всероссийского конкурса.
Совместно с детьми мы создаем свои экологические маршруты, для этого я использую технологию познавательно- исследовательской деятельности Надежды Александровны Коротковой "Путешествие по карте". Опираясь на детскую любознательность, на его стремлении к самостоятельности " я сам" используя данную технологию, я помогаю ребенку не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире, осознавать себя его частью и достигать высокого умственного развития. Для путешествия по карте в качестве материала используется: карта, глобус, различные карточки или фото- иллюстрации. Карты мобильные находятся в развивающей среде группы, чтобы дети смогли самостоятельно продолжать свои путешествия. А начинается наше путешествие с предварительной работы, я предлагаю родителям совместно с детьми организовать познавательный и культурно-просветительский досуг по образовательному маршруту в сети интернет. Это прекрасная возможность получить новые знания в непринужденной игровой форме вместе с семьей, чтобы потом самое важное и интересное, по мнению ребенка, он смог рассказать в саду.
Каждое занятие выстраивается по определенному алгоритму.
1)Выбор пункта назначения. (Для каждого конкретного занятия нужен какой-то отправной момент вызывающий интерес ребенка. Можно использовать реальные события происходящие в жизни детей, либо события происходящие в жизни страны или мира. Также отправным моментом могут служить воображаемые события в художественных произведениях.)
2) Выбор транспортного средства. На вопрос воспитателя "Но как же нам попасть в то место, куда нам необходимо?" Дети высказывают свои предложения.
3)Определение маршрута по карте. Воспитатель отбирает возможные пункты. Это могут быть реальные ландшафтные объекты и части света или сказочные, а также объекты сделанные руками человека. За время путешествия рекомендуется посетить не более 3 пунктов. На первых занятиях воспитатель предлагает обратиться к карте и определить маршрут. На последующих дети уже знают как узнать правильный маршрут -по карте.
(Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы. Обсуждение происходит за круглым столом или с использованием кейс- технологии фото-кейс. (Данная технология фото- кейс помогает детям принимать решения для того чтобы в дальнейшей жизни они смогли самостоятельно находить решения в разных ситуациях)
4) Сбор рюкзака путешественника. Высказывание предложений о том, кто нам может встретится. Сбор рюкзака может происходить с 3х разных позиций. Это может быть схематичное изображение предметов, сбор реальных вещей по группе или выбор из предложенных материалов. (По завершению педагог предлагает детям обосновать свои выбор, для чего было решено взять те или иные предметы поддерживать стремление делать свои умозаключения.)
5) Само путешествие. Посещение каждого объекта сопровождается каким- либо видом деятельности. Детям предоставляется возможность поделиться своими знаниями которые они получили по средствам образовательного маршрута, который проходили вместе с родителями.
Также педагог может организовать дополнительные развивающие задания, это могут быть опыты или эксперименты. (самостоятельное экспериментирование детей в ходе которого у них возникает активные осуждения по поводу сходства и различия исследуемых предметов или явлений).
6) Подведение итогов, проверка предложений, что нового узнали.
-Что больше всего запомнилось, понравилось?
-О чем новом узнали во время путешествия.
И я предлагаю вам сегодня попробовать создать свой экологический и познавательный маршрут в Африку, используя данный алгоритм и тумбокс, где имеется весь необходимый материал. Пожалуйста желающие проходите. Для начала ознакомьтесь с образовательным маршрутом и преступайте к работе. (алгоритм - это схема последовательных действий, приводящих к желаемому результату.)
А сейчас я хотела бы обратиться тоже к немаловажной теме. Любуясь красотой природы, мои воспитанники задают мне вопросы: "Откуда берется мусор? Почему люди оставляют мусор где попало? Почему люди наносят вред природе?
ЧЕРНАЯ ТКАНЬ
Обратите внимание на полотно, скажите почему мусор расположен в таком порядке (ответы)
Верно, мусор расположен по мере его разложения. (слайд)
Мои воспитанники, изучив этот вопрос, сделали вывод: "Как опасен мусор!".
Вашему вниманию я предлагаю посмотреть квест- игру "Спасатели Планеты". Где дети превращаются в настоящих Спасателей Планеты, ведь для того, чтобы открыть замки, которыми скована Земля, нужно пройти испытания и проявить смекалку, ловкость, ум и конечно командный дух.
Видео "Спасатели Планеты"(2 мин)
Дети узнают на практике легко ли сортировать мусор, научились очищать водоемы, дети приобретают навыки культурного поведения в родном селе, работая в передвижной лаборатории узнают из чего состоят стекло, пластмасса и другие материалы. Узнают, что такое жизненный цикл вещей и как подарить предметам вторую жизнь, как человек использует разные природные материалы.
Предлагаю желающим попробовать себя в роли спасателей планеты, повторить те действия, которые выполняли дети. Пожалуйста, желающие выходите.
-Ваша задача, с помощью удочек очистить водоем от мусора.
-Ваша задача, рассортировать мусор в соответствии с мусорными контейнерами.
- Эта игра, где вся команда действует вместе, дружно, сообща. Ваша задача очистить село (наше село Троицкое) от мусора, где шарик-это мусор и он должен оказаться в специально отведенном месте (за селом)
Как одно из заданий будет выполнено, то можно будет вам открыть замки. Освободить нашу планету!
Спасибо за участие!
Мы часто можем услышать от окружающих, что один в поле не воин, то есть,решить один не может ничего. Я предлагаю вам подумать и закончить предложения, которые нам помогут по-другому взглянуть на некоторые экологические проблемы:
-Не покупайте больше, чем можете.
-Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно.
-одежду, которую ты не носишь, можно.
-старайтесь не пользоваться пенопластом, т. к. он практически.
-почини и исправь вещь вместо того, чтобы.
-узнай где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и.
-не выбрасывайте старые игрушки, книги: они могут.
Мы с вами сейчас взглянули на некоторые экологические проблемы. Самое страшное, что за несоблюдение этих правил придется расплачиваться и будущим поколениям. Ведь знание и выполнение этих правил- есть важнейший признак экологической культуры.
-Фокус группа вы готовы?
Пожалуйста фокус группа представьте свой экологический маршрут (рассказывают)
-Скажите, вам было интересно работать?
Вот и вы научились с помощью алгоритма выстраивать маршрут. Спасибо фокус группе!
Уважаемые коллеги! Мои воспитанники знают и любят природу своего края, осознают необходимость ее сохранения. У дошкольников сформировано бережное и уважительное отношение к природе, потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
На этом мой мастер-класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту!
Спасибо за внимание!