Рита Архипова
Мастер-класс «Театральный марафон»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи:
Развивать внимание, память, речь, мышление, воображение, быстроту реакции, согласованность движений.
Вырабатывать четкую артикуляцию губ и языка.
Стимулировать желание самостоятельно искать выразительные жесты, мимику для создания игрового образа.
Воспитывать доброжелательность, коммуникативные качества личности.
Способствовать сплочению коллектива.
Материал:
Проектор, презентация, атрибуты для инсценировки.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс „Театральный марафон“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
Игра связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять нам взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.).
Уважаемые взрослые! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли, что вы высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что когда-то были Светочками, Ирочками, Людочками…Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться.
Давайте заглянем в эту театральную страну! В этой стране везде царит ИГРА!
- Мы с вами в театральной студии, а театр – это игра, в которой участвуют артисты. Скажите, а Вы бы хотели сами стать артистами?
- Да!
- Я получила видеописьмо от режиссера театра «Театральная страна».
Демонстрируется видеописьмо.
Театральная страна
Вас приветствует, друзья!
Все заданья выполняйте,
И себя предоставляйте
Знаки дружбы покажите
И меня вы удивите.
- У вас сегодня есть возможность попробовать себя в роли артиста. В «Театральную страну» идет набор новых актеров. Вы сегодня покажете себя с лучшей стороны, слушайте все внимательно. Упражнения выполняйте правильно, красиво и артистично. За нашими успехами режиссер будет наблюдать у себя в театре.
У нас сегодня все как в настоящем театре : есть сцена, где находимся мы с вами, и есть зрители. Давайте представимся, ведь режиссер и зрители не знают, как вас зовут. Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется : «Давайте знакомиться!».
Упражнение: «Артистка Рита Харисовна, а Вы…».
(Участник произносит фразу, при этом три раза хлопает себя по коленям. Затем показывает на рядом стоящего и спрашивает: «А Вы» и т. д.).
-Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.
Давайте присядем и поиграем с губами и язычком:
Артикуляционная гимнастика:
(Упражнение для губ и языка).
- Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!
1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть губы.
Улыбнемся как лягушки. Произнесем «И-и-и».
2. А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня.
Наши губки – хоботочки. Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у».
3. А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка. Губами «о».
4. «Белочка». Раздаем орешки щечкам.
5. «Хомячок». Надуть щёчки и трясём ими.
6. «Большая лошадка». Цокать языком, широко открыв рот.
(Упражнения на развитие дикции).
А быстро проговаривать слова можете?
Скороговорки:
(Произносить с ускорением темпа).
1. «Дом у дубу, дуб у дома».
2. «Здоров будешь – всё добудешь!»
3. «Играй-играй, да дело знай!»
4. «Три сороки – тараторки, тараторили на горке»
5. «От топота копыт, пыль по полю летит»
6. «Карл у Клары украл кораллы»
7. «Вика выкать не привыкла, Вика с взрослыми на ты»
8. «Два щенка – щека к щеке – грызли щетку в уголке»
9. «Проворонила ворона вороненка»
10. «На горе Арарат зреет красный виноград»
11. «Из –за леса, из –за гор едет дедушка Егор»
-. А мы с вами знаем правила общения и дружбы?
- Да!
Тогда давайте вспомним эти правила и отправим в театр знаки дружбы.
Игра «Да-да-да – нет-нет-нет».
- Вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да.)
Мы научимся играть? (Да-да-да.)
Другу будем помогать? (Да-да-да.)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет.)
А улыбку подарить? (Да-да-да.)
Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет.)
Ну, а споры разрешить? (Да-да-да.)
Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да.)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)
- Молодцы! Правила дружбы вы знаете, а сейчас покажем всем, как мы умеем работать в парах, ведь артист в театре общается с другими актерами. Он должен уметь работать в коллективе.
(Участники встают друг напротив друга.)
Упражнение «Ладонь в ладонь».
(Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, не разъединяя ладоней).
Упражнение «Мост дружбы».
(Взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы).
Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика, пантомима.
Жест – характерное движение, совершаемое руками, телом, а мимика – выражение чувств и мыслей мышцами лица. Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Пойми меня».
С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций.
1).«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? ( Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем).
2).Идя в школу, вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними, а – вы, отказываетесь? (Жест-приглашение и жест-отказ).
3)«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку … ученик понимает ошибку, досадуя на себя. (Жест-указание, жест-воспоминание).
4).Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?
5).Вы пришли домой в отличном настроении и молча, сообщаете папе или маме, что получили «пять». С помощью какого жеста?
6).За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.)
7)«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? (Жест-указание на место.)
8).«На рыбалке». Рыба только начала клевать, и этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?
Упражнения «Представьте себе».
1. У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Ой! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое.
2. Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!
Как выразительно у вас получается!
- Внимание! А сейчас режиссер хочет посмотреть, как вы умеете работать по сценарию. Будем снимать короткометражный фильм про весну. Послушайте содержание:
«Травка зеленеет.
Солнышко блестит.
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник».
(Участники делятся на персонажей. Звучит «Подснежник» П. И Чайковского в оркестровом исполнении с пением птиц и звучанием колокольчиков).
- Травка зеленеет.
(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).
Солнышко блестит.
(Медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит «солнышко». Проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям и т. д.).
Ласточка с весною в сени к нам летит.
(Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицом к зрителям).
Пробирается медведь сквозь лесной валежник. (два человека берутся за руки)
(Переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы «раздвигая траву»).
Стали птицы громче петь,
( Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).
И расцвёл подснежник!
(Выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху).
(Несколько секунд все двигаются, затем замирают – «фото» на память – берутся за руки.
А когда мы всё показали и рассказали, что остаётся сделать? Что делает артист в конце выступления?
(Поклон.)
- Молодцы, вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня. Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые.
.Демонстрируется видеозапись
Вы, сегодня молодцы!
Поиграли от души.
Все артисты высший класс!
Приглашаю в труппу Вас!
- Вот и подошла к концу наша встреча.