надежда плева
Мастер-класс «Театральные куклы народов мира»
▼ Скачать +Заказ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки Кафедра непрерывного образования
Итоговая работа по программе:
«Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде (дошкольное образование)»
На тему:
Мастер- класс
Публикация «Мастер-класс „Театральные куклы народов мира“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
«Театральные куклы народов мира.»
Группа: № 90
Слушатель: Плева Н. А
Преподаватель: ГородецкаяС. В.,
к. п. н., доцент
2020года.
Ведение: История кукольных театров насчитывает сотни лет. С глубокой древности люди верили в существование духов, живущих в самых разных стихиях. Для того чтобы задобрить эти сущности, люди изготавливали их изображения из глины, дерева, камня и других подручных материалов. Постепенно этим куклам научились придавать подвижность. Со временем они стали частью театрализованных представлений по сюжетам различных легенд, сказок, притчей. Современные театры кукол мира берут свое начало именно с таких представлений, и в каждой стране имеют собственные особенности. Ниже мы расскажем о наиболее известных театрах кукол со всего мира.
Самые известные кукольные театры
Испания
Постановка испанского театра кукол
Наибольшей популярности и мирового признания добился испанский коллектив «Либелула». Причиной его появления стало понимание испанскими властями необходимости повысить культурный уровень детей в сельской местности. Решение этой проблемы виделось в создании творческой группы, которая могла бы гастролировать по небольшим городкам и селам с представлениями. Первоначально эту миссию на себя взял кукольный театр «Тень». Артисты посещали деревни и села, давали интересные представления и радовали детей, лишенных возможности посещать крупные театральные заведения. Знаковым событием в сфере кукольного театра является испанский фестиваль, проходящий каждый год в Сеговии. Ключевым организатором этого мероприятия является театр «Либелула». Его история насчитывает уже более 30 лет. Творчество этого коллектива основано на традициях «петрушечного театра» и теневых представлениях.
Относительно недавно кукольники из Испании посетили Москву, где поставили теневой спектакль «Палладин во Франции», в основе сюжета которого лежит пьеса Луццати Эмманэде.
Финалом представления стала традиционная кукольная коррида, а после нее аналогичный аттракцион был показан в стиле «петрушечьей сценки». Эта сценка является достоянием испанского кукольного искусства уже несколько столетий. Не стоит сомневаться в том, что при любом векторе развития этого вида театра «петрушечья коррида» останется одним их любимейших зрителями развлечений, и на сцене всегда найдется место для ее беспечных, смешных и порой беспощадных сюжетов.
Япония
Представление в японском театре кукол
Известные кукольные театры успешно существуют не только в Европе. Например, в Японии этот вид искусства пользуется не меньшей популярностью. Наиболее крупным представителем этого направления можно считать кукольный театр «Бунраку». Основная тема его представлений – это сценки дзёрури, принадлежащие к японскому традиционному жанру театра, который берет свое начало в XVI веке. Дзёрури – это своего рода сказание в песенном формате. В XVI веке эти песни были объединены с представлениями с участием кукол. В результате такого объединения возникло новое течение. Надо заметить, что до этого слияния и песенные сказания, и кукольные представления сосуществовали в Японии по отдельности.
Популярность песенных сказаний в Японии была особенно высока на рубеже X-XI веков. Распространителями и основными деятелями этого направления были странствующие музыканты, которые сопровождали свое пение игрой на бива – народном инструменте, схожим с лютней. Подобные выступления имели название «бива хоси-но моногатари», которое переводится как «рассказ странника, играющего на бива». Сюжетной основой для сказаний служил феодальный эпос «Майке-моногатари». В нем рассказывается о битве двух феодальных родов – Тайра и Минамото. Самыми востребованными были песни о полководце Есицуне Миномото, младшем брате главы феодального государства Минамото, и о его возлюбленной Дзёрури. Именем девушки со временем стали называть все сказания, которые были ей посвящены, а затем и все прочие песни.
Японский театр кукол отличают самобытные сюжеты и прекрасная музыка. Если говорить о современном театре «Бунраку», то можно отметить его непростую судьбу. Руководство коллективом многократно передавалось из рук в руки. Так, в 1909 году оно принадлежало компании Сетику. На тот момент труппа состояла из 113 человек, среди которых было 24 кукловода, 38 гидаго и 51 музыкант. Спустя 17 лет в здании театра случился сильный пожар. Новый дом театр обрел в 1930 году, когда компания Сетику отстроила новое здание в Осаке. Новый зал мог вместить до 850 зрителей.
За годы существования «Бунраку» поставил множество пьес, многие из которых популярны и сегодня. В репертуаре преобладали исторические, танцевальные и бытовые пьесы. Продолжительность одного представления составляла от 8-10 часов. Сегодня такие пьесы не играют полностью. Зрителям предлагаются лишь отдельные, наиболее яркие фрагменты или комплекс таких фрагментов в гармоничном сочетании. Танцевальная, историческая и бытовая темы всегда присутствуют даже в современных вариантах пьес.
Надо также отметить и особенности сюжетов, которые использовались в этом театре. Как и в европейских пьесах, сюжет всегда был очень запутанным и сложным. Он воспевал доблесть и честь, рассказывал о любви, предательстве, лжи. Представления «Бурнаку» отличались обилием отрубленных голов, опознание которых представлялось для героев пьес большой сложностью, а также сценами ритуального самоубийства – харакири. Язык, которым рассказывались все эти истории, был довольно сложен для понимания. Однако танцы, музыка, сюжет и его реализация неизменно гармонировали друг с другом. В этом и заключается особенная прелесть и ценность японского кукольного театра.
Рождественские вертепы
Украина
Спектакль-вертеп "Рождественское чудо"
Кукольные представления, которые ставились в дни празднования Рождества, получили традиционное название «вертеп». Местом зарождения таких представлений является Украина. На ее территории они и были шире всего распространены. Временем появления вертепов считают XVI век. Этим термином называется и само представление, и сцена, на которой оно показывается. Сцена представляет собой маленькую копию драматических подмостков. Внешне она напоминает домик, который не имеет стены со стороны зрителя. Ящик-сценку сверху украшали крышей, напоминающей церковный купол. В крыше делали отверстие, которое символизировало звезду Вифлеема. Перед представлением в этом отверстии зажигали свечу, и из него лился свет, добавляя действиям на сцене торжественности и волшебства. Сцена со стороны зрителя была в два этажа. Каждый этаж оснащался трюмом, в котором кукольник прятал руки. Для движения кукол по сцене в ней делались специальные прорези. Это позволяло создать эффект «живых» кукол, которые двигаются самостоятельно.
Второй этаж традиционно изображал место, в котором родился Иисус. Там же воплощалась сцена с приходом волхвов и подношением даров.
Первый этаж изображал дворец Ирода. Здесь разыгрывались сценки, в которых Ирод пугается прихода Иисуса и повелевает убить всех младенцев, а затем за ним приходит смерть и косой отрубает злому царю голову.
Польша и Чехия
Спектакль в кукольном театре Праги
Кукольные театры Европы связаны между собой общей историей, сюжетами и прочими особенностями. Так, на развитие этого направления искусства в Чехии оказали большое влияние немецкие традиции. Но чешский язык, который был основным для кукольного театра Чехии, позволил выбрать собственный национальный стиль. Прежде подобные представления в Чехии отражали расхожие сюжеты о Фаусте и Дон Жуане.
На современной стадии чешский театр переживает пик совершенства. Его активно используют для продвижения идей просвещения. Зрители в этой стране очень любят кукольные представления и оказывают кукольникам всестороннюю поддержку.
Роль Петрушки исполнял Гашпарек, чешский народный герой. Он поучал врагов, доходчиво объясняя их неправоту с помощью палки. Также проводился интерактив со зрителями в форме диалога.
Чешские пьесы напоминают представления, которые даются по всей Европе. Гашпарек сражается с чертом и другими отрицательными персонажами, нападает на свою жену, а также вытворяет множество других комичных и сатиричных фокусов. Чешские сюжеты кому-то могут показаться грубыми и несодержательными.
Польские кукольные представления отличаются большим числом действующих лиц. Вместо Петрушки здесь выступает Забияка. Ему свойственно наказывать палкой всех несимпатичных ему персонажей. Польские сюжеты отличаются юмором и весельем.
Индия
Индийский театр кукол
Индийские представления с куклами не оставят равнодушными зрителей всех возрастов. С древности публику созывали игрой на национальных инструментах и колотушками из бамбука. Эта традиция осталась неизменной и по сей день. Даже некоторые куклы, которые используются в постановках, имеют многовековую историю. Куклы обычно отображают характерные типажи, существ из мифов и животных. На Востоке с древности развивалось искусство театра теней. Особых успехов это направление достигло в Турции и Китае. На Цейлоне кукольный театр появился, благодаря переселенцам из долины Ганга, а также торговцам. Сюжетом местных представлений служит индийский эпос. На Яве больше любили театр теней, чем кукол. Основой для представлений служила древняя индусская сага о богах и героях. Это содержание популярно и сегодня, несмотря на то, что современные жители Явы в большинстве своем мусульмане, а не буддисты.
Англия
Куклы Лондонского кукольного театра
В Англию кукольные представления пришли из Франции, Голландии и Италии уже в XVII веке. Вместе с представлениями пришел и их главный герой – Пульчинелло, имя которого в Англии превратилось в короткое прозвище Панч.
На самом деле, до прихода Панча, театр кукол в Англии существовал, но сюжеты всех представлений были, в основном, религиозного содержания. Лишь со временем стали появляться пьесы и на светские темы.
Особой популярностью куклы пользовались у низшего сословия, ведь такие представления были более доступны, чем театр, в котором роли исполняют живые люди. Высшие сословия
недолюбливали Панча и его шутки, поэтому не раз выступали с инициативой изгнать подобные представления с улиц Англии.
Россия
Еще в Древней Руси кукла была чем-то в роде хранительницы очага, здоровья детей и взрослых, защитницы от сглаза и дурного слова. Одни были оберегающими, другие создавались для праздников и обрядов, свадеб, рождения ребенка, третьи – для излечения человека: если кто-то заболевал, во время создания куклы (вязания узлов, плетения волос) говорилось про болезнь, заболевание как бы вплеталось в объект. После чего она сжигалась, и вместе с ней сгорала болезнь. Кукла была и просто игрушкой: пока ребенок играет с поделкой, родители спокойно занимаются домашними делами. Скоморохи, путешествующие от селения к селению, разыгрывали сценки, надевая на каждую руку по кукле, в итоге один человек мог изображать одновременно трех героев. Таким образом зарождался кукольный театр в России, который и по сей день дарит нам волшебство.
Детские народные игрушки простые и в тоже время в них огромные возможности для воспитания и развития малышей. Современные дети с интересом и радостью принимают такие незатейливые игрушки, а если такую игрушку смастерила мама, то радости нет предела. Предлагаю смастерить вместе с вашим малышом традиционную народную игрушку «Зайчик на пальчик».
Нам понадобится:
ткань лучше брать мягкую, хлопчатобумажную, размером с ладонь;нитки льняные или мулине шерсть овечья.
От основного отреза ткани отрываем полоску ткани прямоугольной формы. Размер зайчика зависит от размера заготовки.
Складываем ткань пополам, формируем будущие «ушки» как показано на фото. Перевязываем их у основания ниткой.
Из шерсти скатываем шарик — голова нашего зайчика.
Помещаем шерстяной шарик у основания под ушками и перевязать ниткой
Переворачиваем зайчика «спинкой» вверх. Ткань укладываем внахлест. С конца по направлению к голове делаем небольшую скатку-«лапки зайчика».
Складываем фигурку пополам, как показано на фото и перевязать ниткой
Наш зайчик готов! Образовавшаяся петелька между брюшком и спинкой позволит легко надеть его на пальчик и играть!
А если зайчика сделать немного побольше в кармашек можно положить конфетку или яйцо-крашенку и зайчик из простого превратится в пасхального. Можно сделать зайчиков разного размера и получится целая заячья семья. Если немного пофантазировать, то вы вместе с малышом придумаете много увлекательных занятий с зайчиком.
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку - ням-ням-ням! (К. Авдеенко)
Заключение
Кукольный театр был и остается местом, где происходит настоящее волшебство. И самые известные театры кукол в мире лишний раз доказывают, что этот вид искусства интересен не только детям, но и взрослым, ведь порой в спектаклях и представлениях затрагиваются очень серьезные темы и нюансы нашей с вами жизни. Во многих случаях куклы – это отражение нас самих и нашего окружения, через призму которого мы узнаем о событиях и имеет возможность со стороны взглянуть на происходящее, что-то понять, вынести урок и сделать свои выводы, которые помогут нам в будущем. Обязательно сходите на театральное представление – так вы проведете незабываемое время с детьми и близкими!