Марина Черанева
Мастер-класс для инструкторов по физической культуре «Школа мяча»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для инструкторов по физической культуре
«Школа мяча»
Подготовила: инструктор по физической культуре МАДОУ «Лобановский детский сад «Солнечный город» Черанева М. В.
Цель: Познакомить педагогов с различными приемами освоения движений с мячом с детьми разного возраста.
Публикация «Мастер-класс для инструкторов по физической культуре „Школа мяча“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии детей дошкольного возраста. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости не только для физического, но и эмоционального и интеллектуального развития маленького ребенка.
Научно доказано, что движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствует также развитию речи детей, так как области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга.
Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.) :
- получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей).
- развивают ориентировку в пространстве,
- регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, координацию, быстроту реакции;
-нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей;
- игры с мячом развивают наблюдательность, концентрацию внимания, мышления, самостоятельностии волевой активности.
Казалось бы, достаточно простой и доступный в применении предмет при систематическом и рациональном использовании, правильной организации игр и упражнений с ним – незаменимый помощник в развитии не только физических, но и умственных способностей детей. Однако многолетний опыт показывает, что овладение сложнокоординированными действиями с мячом даются детям непросто, а части детей в подготовительной группе не удается овладеть упражнениями, определенными программой ДО.
На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, доставляя огромную радость.
Сегодня я хотела бы предложить вам игры и упражнения с мячом для детей разного возраста. Начиная с младшего возраста одним из наиболее эффективных приемов обучения детей действиям с мячом являются картинки, схемы.
Игра «Веселый кубик»
Цель. развивать мелкую моторику, ловкость, внимание.
Оборудование: Звучащий кубик, на сторонах которого разнообразные упражнения с мячом, мячи.
Ход. Дети и взрослый становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Взрослый начинает передавать по кругу кубик, при этом четко говорит:
Ты беги, веселый кубик.
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый кубик,
Тот подсказывает нам!
Тот, у кого на слово «нам» в руках оказывается кубик, бросает его в середину круга, определяя, какое движение с мячом они будут выполнять.
«Салют»
Цель. Развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.
Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).
По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.
Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».
«Школа мяча»
Цель. Развивать координацию движений, ловкость, точность движений.
Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.
1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.
2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.
4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками.
6. Подбрось мяч вверх, дай ему отскочить от пола, а затем поймай его.
7. Подбросить мяч вверх, присесть, поймать мяч.
8. Брось мяч о пол и поймай его одной рукой.
9. Отбивай мяч от пола одной рукой.
Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. В большинстве своем у детей с ОНР наблюдается нарушение в двигательной, эмоционально-волевой и познавательной сфере. Поэтому мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, развивает ориентировку в пространстве, внимание. Именно для детей логопедических групп для освоения движений, в том числе и с мячом, часто приходится применять карточки-схемы.
Игра «Передал-садись»
Цель: Развитие ловкости и точности движений, зрительно-моторной координации
Ход: Дети делятся на две команды, становятся в колонне друг за другом. Для каждой команды выбирается свой ведущий, который становится лицом к игрокам на расстоянии 2-3 метров, в руках у него мяч. По команде ведущие начинают по очереди перебрасывать мяч игрокам своей команды. Игроки ловят мяч, передают его ведущему, приседают. Чья команда быстрее закончит игру, та и победила.
Для закрепления ритмичности движений с мячом в старшем возрасте используется музыкальное сопровождение, где со сменой характера музыки меняется движение.
Игра «Музыкальный мяч»
Цель: Развивать умение ритмично выполнять движения под музыку, изменять движение в соответствии с изменением характера музыки. Закреплять умение отбивать и ловить мяч. Развивать ловкость и координацию движений.
Играющие стоят по кругу (врассыпную, в руках у каждого мяч. Под музыку ритмично отбивают мяч одной рукой, со сменой темпа и ритма музыки, меняют движение.
Помочь детям освоить упражнения с мячом можем только мы, взрослые, выполняя движения вместе с ними, используя образные объяснения и проговаривание действий. Чем чаще и разнообразнее мы будем использовать мяч в совместной групповой, индивидуальной или самостоятельной деятельности детей, тем быстрее сформируются у ребенка двигательные навыки. А это значит, будет стимулироваться работа мозга, способствующая умственному и психическому развитию детей, расширяются возможности в совершенствовании физических качеств. Начиная с простых, постепенно осваиваемых, действий с мячом в младшем возрасте, к концу дошкольного возраста ребенок с легкостью овладеет разнообразием двигательных упражнений с ним, творчески будет применять свои умения в различных ситуациях.