Юлия Крылова
Конспект мастер-класса «Роспись павловопосадского платка»
▼ Скачать + Заказать документы
Текст к презентации
«Роспись Павлово-Посадского платка»
Слайд 2
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Убрусом, или платом, женщины покрывали головной убор – кокошник, сборник, кику.
Слайд 3
В 18 веке в русском языке появилось слово «шаль» – от персидского слова «шал» – «большой». Шаль – это большой узорный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
Слайд 4
Публикация «Конспект мастер-класса „Роспись павловопосадского платка“» размещена в разделах
Платок для женщины был обязательной частью гардероба. На примере традиции ношения головных уборов можно увидеть различные способы завязывания платков.
Слайд 5
В традиционных рисунках платков сначала преобладали восточные орнаменты – бобы и пейсли – так называемые огурцы.
Слайд 6
Потом узоры стали включать древние языческие символы. Пышные гирлянды роз, лилий, хризантем, а также заимствованные изображения французских букетиков и вазонов с крупными цветами.
Слайд 7
Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Самые известные промыслы были в Калужской (фабрика Александровых) и в Московской губерниях (фабрика Я. И. Лабзина и В. И. Грязнова в Павловском Посаде).
Слайд 8
Красотой Павлово- Посадский платок обязан художникам, которые создавали рисунки, умелым мастерам-резчикам, которые по рисункам изготавливали специальные набивные доски. И колористам-набойщикам.
Слайд 9
Доску с резным рисунком покрывали краской, клали на ткань и делали отпечаток рисунка. Чтобы рисунок отпечатывался быстрее, по доске ударяли молотком. Каждый цвет печатался с отдельной доски. Цвет фона, на который наносился цветочный узор, мог быть самым разным - красным, синим, белым и т. п.
Композиции поражают разнообразием: с большим центральным букетом, с небольшими букетами по углам шали, с гирляндами по кайме и мелкими цветками в центре.
Слайд 11
Если разделить платок на четыре части, то рисунки каждой части платка будут одинаковыми.
Слайд 12
Классические Павлово-Посадские платки известны своими розами и георгинами.
Розы должны быть объемными и большими, словно рыхлый кочан капусты. Сочные краски и объемность, игра рисунка.
Цветок должен жить, играть на платке.
Слайд 13
Настоящий платок нам расписать, конечно, сложно. Но попробовать свои силы в этом ремесле нам под силу. Предлагаю вам, уважаемые родители, вместе с детьми расписать фрагмент платка.
Слайд 14
Занимайте места за столами. Перед вами ткань, белые карандаши для контура, акриловые краски, кисти, баночки с водой и салфетки.
Слайд 15
Перед вами схема последовательности нанесения контура. Цветок нужно расположить в центре лоскута. Вместе со мной рисуйте белыми карандашами контур цветка.
Вдоль кромки ткани нарисуйте контур листьев.
Как только контур будет закончен, начинайте заполнять его краской. Сначала обводим контур кистью, набрав краску белого цвета, затем закрашиваем лепестки и середину краской красного цвета.
Листья закрасьте краской зеленого цвета. Середину цветка можно обвести синим, а прожилки листьев жёлтым цветом.
Напоминаю, что вы рисуете акриловой краской. Меняя цвет, промокайте кисть тщательнее.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Красивые фрагменты Павлово-Посадских платков. Предлагаю вам оценить творчеств ваше совместное творчество и приглашаю на фотосессию.
Слайд 16
Благодарю вас за внимание!