Светлана Дубова
Мастер-класс «Рисуем опилками»
▼ Скачать
Мастер-класс «Рисуем опилками»
Возможно, кому-то, наблюдая, как из под острых зубьев пилы, падают золотистые древесные «снежинки», засыпая ровным слоем предметы, находящиеся рядом, образуя бархатный ковер, пришла идея: попробовать «рисовать» опилками. Достоинства материала налицо: опилки легко структурируются, окрашиваются любыми водными красителями, хорошо смачиваются клеем и «связываются» с любыми основами, не дают бликов при рассматривании получаемого изображения. Но самое главное – фактурность, шероховатость поверхности рисунка. Работы получаются необычные, оригинальные. Работа с опилками не особенно сложна и вполне доступна детям дошкольного возраста. Она развивает у малышей фантазию, мелкую моторику рук, учит вниманию, усидчивости.
Публикация «Мастер-класс „Рисуем опилками“» размещена в разделах
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ОПИЛКАМИ:
Подготовка и окраска опилок:
Опилки, откуда бы они не были взяты, хорошо просушивают и просеивают. В банку или другую емкость их насыпают до половины объема, сверху накладывают ячеистую ткань (например сетку для окон, закрепляют резинкой перевернув банку, энергично встряхивают. Время от времени удаляя из сетки мусор и крупные части древесины, коры.
Естественная цветовая гамма опилок мало привлекательна, поэтому их как правило окрашивают. Для окрашивания используют тушь, гуашь, чернила, реже акварель. В емкость, чуть больше половины объема насыпают опилки. Заливают на 1 см выше уровня красителем, осторожно палочкой перемешивают получившуюся кашицу до однородного цвета. Дав некоторое время отстояться, излишки красителя осторожно сливают.
Получившуюся массу выкладывают для сушки на поднос или картон, подложив под него кусок полиэтиленовой пленки (чтобы избежать протекания). Сушат в теплом месте (на батарее, на солнце).
Высохшие опилки представляют собой слипшуюся в комочки массу, которую следует измельчить твёрдым предметом (например кубиком). Это с удовольствием делают сами дети.
Затем опилки ссыпают в баночки с закручивающимися крышками и ставят в общую коробку.
Выбор основы.
Основа, подбираемая для работы, должна быть достаточно плотной, Это может быть толстая чертежная бумага, картон, если работа небольшого размера. Для более крупных работ подойдут куски фанеры, оргалита. Делается окантовка. По необходимости основу окрашивают в нужный цвет.
Инструменты, материал для работы.
Для работы потребуется: клей ПВА или БФ-2, дающие при высыхании прозрачную пленку, твёрдый предмет или палочка для вдавливания опилок в клей, иногда используют пинцет для захватывания мелких деталей.
[
b]Подготовка рисунка. [/b]
Рисунок для подобных работ носит чаще всего обобщенный характер, без излишних мелких деталей. Выполняют в технике аппликации. Его переводят при помощи копирки или вдавливанием на не слишком плотную бумагу. Сюжеты самые различные: герои мультфильмов, сказок, животные, картины природы. Иногда рисунки наносят прямо на основу, иногда вырезают шаблоны (например фигурки животных, деревья и т. д., «раскрашивают» их опилками по отдельности и готовые приклеивают на основу.
Приемы «рисования» опилками.
Прием работы довольно прост. Одну из деталей рисунка обильно покрывают клеем, берут щепотку опилок нужного цвета, присыпают клеевое пятно и палочкой или небольшим твердым предметом (например кубиком) вдавливают крупинки опилок.
Дают работе просохнуть, чтобы опилки крепко приклеились, затем переворачивают, стряхивая излишние опилки на чистый лист (затем их можно убрать обратно в банку). Подобным образом выполняют всю работу, используя опилки нужного цвета. При всей аккуратности работы, опилки иногда смешиваются. Такой разноцветный материал хорошо использовать как для заполнения крупных деталей, так и для фона.
Для достижения большего эффекта, можно вносить некоторые поправки: осторожно подкрашивать тот или иной участок, сделав какую-то деталь более насыщенной по цвету, выделить мелкие пропущенные фрагменты. Краску лучше наносить приемом торцевания, как бы набивая её в шероховатую поверхность опилок. Иногда заостренным концом палочки возможно процарапывание контуров рисунка, отдельных деталей.
В отдельных случаях работу полностью выполняют из неокрашенных опилок. После высыхания клея отдельные части поверхности рисунка раскрашивают, тонируют, обводят контур и т. д.
Чтобы панно выглядело более эстетично, было защищено от пыли и выгорания, не осыпалось, его возможно вставить в рамку или файл и сделать окантовку. И тогда работа долго будет радовать своей оригинальностью и необычностью.