Мария Минина
Мастер-класс «Развитие творческого мышления у младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
- Добрый день, дорогие друзья!
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Публикация «Мастер-класс „Развитие творческого мышления у младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. И понятно, что пришло время изменить подход к обучению.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Развивая его творческое начало, вы вкладываете в его будущее. Только творчески мыслящей человек достигает огромных результатов в любой сфере. Творческий подход нужен везде в жизни, работе, взаимоотношениях, в любви.
Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.
Постараюсь показать такие задания, через которые формируются коммуникативные и регулятивные УУД.
Рассмотрим приемы творческого мышления.
1. Запишите пять три раза, не отрывая руки.
(либо буквами, либо снизу или сверху)
Вы успешно справились. Хотите ли быть успешными, счастливыми? Это трудно, но можно.
2. Подумайте, что может произойти, если.
". дождь будет идти не переставая"
". люди научатся летать, как птицы"
". собаки начнут разговаривать человеческим голосом"
". оживут все сказочные герои"
". из водопроводного крана польется апельсиновый сок"
3. Хорошо – плохо
Предлагаю сказочный объект, вам нужно дать противоположную оценку. Например, Баба Яга — плохая. Баба Яга плохо поступает, когда она детей маленьких крадет. Но она может быть хорошей: она подсказывает добрым молодцам дорогу, дает им клубок, сказала, где смерть Кощея лежит, и т. д.
4. Подберите нужные слова
Подберите сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.). Например:
— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;
— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;
— большой — Великан, Дворец, Гоблин;
— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.
5. На что это похоже?
Ребенку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.
Примеры фигур: красный кружок, белая палочка, синий прямоугольник и т. д.
Такое задание можно выполнять очень долго. Главное — результат.
6. Игра «Придумай причину»
Эта игра обучает навыкам поиска широкого круга причин. Она позволит ребенку рассматривать самые разные причины происходящего, чтобы после этого принять правильное решение.
Например: «Вы приходите домой, открываете дверь, а по столу на кухне прыгает попугайчик». Детям необходимо назвать как можно больше причин возникновения этой ситуации (в нашем примере – появления попугая). Можно называть как реальные версии («Попугайчик залетел в открытую форточку», «Папа решил подарить мне птичку и оставил ее, а сам ушел на работу», так и фантастические («Этот попугайчик улетел с НЛО, когда пришельцы приземлились ночью около нашего дома», «Это волшебный попугайчик, который может превращаться в разные предметы. Вечером он был чайником, а когда все ушли, прыгнул на стол и стал прогуливаться, ожидая нашего прихода»). За каждый новый вариант игрок получает балл, в конце игры подсчитывается количество заработанных баллов и определяется победитель.
7. Пофантазируйте
Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если:
Удлинить у человека руки?
Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.
Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.
Удлинить нос?
Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.
Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в общественном транспорте, будет слишком мёрзнуть зимой.
Увеличить уши?
Хорошо: можно слышать то, что происходит в интересном для нас месте.
Плохо: такие уши неудобно прятать в шапку.
8. Вставь нужное слово.
Колесо? транспорт
Число? выражение
Шнурок? обувь
О (нуль)?
9. Игра «Иерархия»
Расставьте в порядке увеличения: Россия, Евразия, Земля, Красная Площадь, Москва.
10. Игра «Словотворчество»
Придумайте новые слова - синонимы в парах:
Холодильник -? (самоохладитель)
Печка -? (самогрелка)
Карандаш -? (автописалка)
Рефлексия
Сожмите обе руки в кулачок. Я вам буду задавать вопросы, а вы каждый раз расскрываете один пальчик, если отвечаете на данный мой вопрос.
- Вы любите общаться с детьми?
- Вы любите использовать ИКТ?
- Вы увидели приемы творческого мышления?
- Вы занимаетесь хозяйством дома?
- У вас есть любимый предмет?
- Было использовано на мастер – классе развитие коммуникативных УУД?
- А регулятивных?
- Вы любите весну?
- Вы любите каникулы?
- Вы счастливы?
Трудно быть счастливым, но возможно.
Если у вас полностью пальчики раскрылись, Значит, я не зря провела этот мастер – класс.
Свое выступление закончу словами Канта.
«Не мыслям надобно учить, а мыслить»