Постникова Наталья Юрьевна
Мастер-класс «Правила работы с ножницами»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс : «Правила работы с ножницами». (слайд 1).
Цели: (слайд 2).
- познакомить с историей возникновения ножниц;
-расширить представление о первых шагах обучения детей вырезывание ножницами;
-познакомить с особенностями выбора ножниц для детей;
-углубить знания о правилах работы с ножницами;
-обучить правильной работе с ножницами с помощью специальных упражнений;
Темочки:
- Ножницы. Знакомство с ножницами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
-вызвать желание применить предложенный материал в работе с детьми.
План проведения.
1. Рассказ об истории возникновения ножниц.
2 Основные правила работы с ножницами и особенности их выбора.
3. Показ упражнений для обучения детей работе с ножницами.
4. Рефлексия.
Немного из истории ножниц.
Вы знаете что– нибудь об истории возникновении ножниц? Я вам расскажу. Раньше, когда требовалось что-нибудь разрезать, использовали нож. Но около трёх с половиной тысяч лет назад в 4 веке до н. э. один мастер соединил ручки двух ножей мостиком. Так появились первые ножницы (слайд 3). Древние ножницы совсем не походили на современные: у них два клинка соединялись кривой гибкой пластиной, что было не очень удобно. А больше тысячи лет назад другой мастер придумал заменить мостик гвоздиком. Так родился замечательный инструмент (слайд 4). Говорят, что первые ножницы появились в Италии. А уже в арабских странах они приобрели современную форму: раздвигающиеся лезвия с кольцеобразными ручками (слайд 5).
Вот как использовали ножницы в древности (слайд 6).Чаще всего их использовали цирюльники.
Ножницы используются всюду : в мастерской, в гараже, в больнице, в парикмахерской, на швейной фабрике и, конечно, в школе и детском саду. В настоящее время существует большое разнообразие ножниц - бытовые, портновские, садовые, маникюрные, медицинские, парикмахерские, овечьи и многие другие, без которых человеку не обойтись.
Все мы с вами работаем в соответствии с образовательной программой, которая строилась на основе ФГОС, давайте с вами вспомним с какого же возраста можно доверить ребенку вырезать ножницами?
Все верно, мы вырезать ножницами начинаем со средней группы – после четырех лет. На занятиях по аппликации в средней группе дети впервые знакомятся с ножницами. А давайте вспомним к какой образовательной области относится аппликация (художественно- эстетическое развитие).
Но прежде чем приступить к вырезанию нужно выбрать ножницы.
2. Выбираем ножницы для ребенка.
Как вы думаете как правильно выбрать ножницы? Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут. Это должны быть самые что ни на есть настоящие ножницы : среднего размера с закругленными концами. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми – они мягче и не скользят. Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше если одно колечко будет круглое (для большого пальчика, а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика). Так ребенку будет легче, иначе пальчики разбегутся во все стороны. Ножницы для детей нужно выбирать не очень большие. Лезвия у них должны быть прямые около 10-20 см длинной, хорошо наточенные, концы закруглённые. Ножницы не должны быть тугими.
Мы с вами правильно выбрали ножницы, но прежде чем приступить к вырезанию, давайте вспомним основные правила работы с ножницами, назовите их.
Существуют правила работы с ножницами : (слайд 7).
На столе ножницы должны лежать закрытыми.
Передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.
При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят.
Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.
При вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать.
Работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент.
Мелкие детали не вырезают из большого листа бумаги - это неудобно. Лучше отрезать кусок необходимого формата.
Вырез в форме острого угла делают в два приёма.
Если делают разрез по линии сгиба, то предварительно разворачивают бумагу.
Детали круглой формы вырезают против часовой стрелки.
Первые шаги к умению вырезать ножницами.
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы – это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом.
Казалось бы, шаги эти довольно просты. Раз – открыли ножницы, два – закрыли их. Просто и понятно.
Но для малыша это самое сложное, нудное и не интересное. Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А не умелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два и малышу становиться скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы, открывать и закрывать их не меняя положения руки, то вырезать он ничего не сможет. Поэтому важно научить ребенка правильно держать ножницы. Давайте мы с вами возьмем ножницы Большой палец мы засовываем в круглое кольцо ножниц, а указательный и средний палец засовываем в овальное кольцо ножниц, во так (слайд 8).
Пора начинать пробовать резать бумагу и выполнить несколько упражнений. Первое упражнение называется «Билетики». Перед вами лежит полоска из которой мы с вами нарежем билетики. Обратите внимание на экран (слайд 9). Молодцы справились с заданием. Как вы думаете это упражнение для детей какого возраста? Это упражнение вы можете попробовать провести с детьми средней группы.
Мы с вами научились вырезать полоски, теперь можно попробовать вырезать по контурам. Следующее упражнение называется «Ступеньки».Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Сначала квадрат, а из квадрата мы сделаем ступеньки, обратите внимание на экран (слайд 10).Это упражнение вы можете провести с детьми старшего возраста.
Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. И последнее упражнение называется «Мячики». Мы сейчас попробуем из квадрата вырезать мячик (слайд 11).Это упражнение вы можете использовать в работе с детьми в подготовительной группе. Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали и чему научились. (слайд 12).
Так к какой же образовательной области относится работа с ножницами?
А как же правильно выбрать ножницы?
Каковы основные правила работы с ножницами?
С помощью каких упражнений мы с вами закрепили навыки владения ножницами?