Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов и родителей «Правила дорожного движения»

Лана Жерновая
Мастер-класс для педагогов и родителей «Правила дорожного движения»

Цель: объединение усилий педагогов и родителей в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДТП с участием детей.

Задачи:

- совершенствовать практические навыки, необходимые при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах;

- достичь максимального взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профилактики ДТП в образовательном процессе;

- познакомить родителей с историей развития Правил дорожного движения;

- способствовать обобщению знаний о ПДД.

Методы и приёмы: беседа, показ презентации, практические задания.

Оборудование и материалы: материал для практического выполнения задания: (ватман с кроссвордом, флажки трех цветов по количеству участников). Технические средства: (мультимедиа, презентация «Интересные факты о ПДД», видео сюжет «Спрашивают дети».

Форма: мастер - класс.

Участники: ведущий, родители.

Уважаемые, родители!

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь, взрослый должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Я считаю, именно поэтому работа в данном направлении должна вестись не только с детьми, но и с родителями. Выражаю надежду, что наше общение пойдет на пользу всем его участникам, и мы совместными усилиями сможем обучить детей ПДД и предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей.

Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.

Ведущий:

Итак! Все готовы!

Чтобы вы непосредственно и более ярко смогли почувствовать необходимость правил дорожного движения, предлагаю вам пройти испытание: (нескольким родителям предлагается с завязанными глазами передвигаться по залу).

Ведущий:

- Что вы испытали, когда двигались? (ответы участников)

Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария)

А что помогает участникам дорожного движения не попасть в аварию? (знание правил дорожного движения)

Правильно!

После этого эксперимента вы на себе почувствовали необходимость Правил дорожного движения.

Ответив на несложные вопросы, вы справились с первым испытанием.

- А сейчас, прежде чем отправиться в путешествие по стране ПДД, я познакомлю вас с интересными фактами на эту тему!

Слайд №1

Правила дорожного движения появились задолго до создания, собственно, самого транспорта. Еще самые первые путники отмечали свой путь методом надлома веток деревьев, пометок на скалах или стволах, выделяли безопасную дорогу камнями.

Следующим этапом стали особые придорожные сооружения, которые привлекали бы внимание и несли в себе полезную информацию о дороге или населенном пункте. Зачастую такими обозначителями становились скульптуры типа Половецкой бабы.

С появлением письменности жизнь путешественников стала намного проще – они смогли оставлять на камнях надписи и пользоваться чужими «заметками».

Первым же дорожным знакам мир обязан Древнему Риму, который устанавливал вдоль дорог мильные столбы, указывающие расстояние до Форума.

В России все своды и указы, в том числе и дорожные, шли от царской семьи, отзвуки которых можно уловить и в современных ПДД.

Первые российские правила движения вышли из-под пера Ивана III, который упорядочил работу почтовых трактов, где меняли лошадей. Составленный свод указаний помог ускорить работу служащих и преодолевать огромные состояния в большем комфорте.

Эстафету принял Петр I, который запретил быструю езду по столице, передвижение без возниц, битье хлыстом…прохожих! А заодно уж и установил четкую методику маневрирования с правой стороны. В 1718 году, свет увидело первое полицейское управление – аналог современного ГИБДД, отвечающего именно за дорожную безопасность.

Если Петр I лишь ввел запреты, то Анна Иоановна посчитала нужным наказывать возниц за их нарушение. Например, за «превышение скорости» штрафовали рублем, секли розгами, а многократных нарушителей ссылали на каторгу.

Со временем правила ширились и дополнялись, пешеходы также получили собственные права и обязанности. А к 1883 году была подготовлена первая настоящая Инструкция, обладать которой обязаны были все городовые для регулирования движения.

Когда интенсивность движения возросла, возникла необходимость в особой профессии – регулировщике дорожного движения. И в 1908 году вышедший на петербуржскую дорогу полицейский с элегантным белым жезлом в руке приступил к своим обязанностям. Основных сигналов было мало, и выглядели они предельно простыми. Например, поднятый вверх жезл останавливал движение трамвайных вагоновожатых, автомобилистов и велосипедистов. К 1921-1922 годам жезлы приобрели насыщенный красный цвет, управляться с которым полицейские обязаны были согласно Инструкции.

В тот же период столица обзавелась и светофорами, которые оснащались поворачивающимися крыльями и управлялись вручную. К 1930-м годам их сменили непрактичные модели со своеобразными циферблатами, имеющими красные и зеленые сектора. Значения таких светофоров были не понятны и трудно различимы, поэтому конструкцию быстро вывели из эксплуатации, заменив дошедшими до наших дней вариантами.

В советское время правительство было чрезвычайно озабочено уровнем ДТП, и с целью снижения их количества ввело изучение правил во все школы и профучилища в качестве основного предмета. Более того – даже в старших группах детских садов стали проводить обучающие занятия, так называемые «тренинги», тематические слеты и прочие культмассовые мероприятия для детей.

Светлейший император Петр I решил не мудрствовать лукаво и перенять римскую практику - по всем городам и весям вдоль проезжих частей установили верстовые столбы, которые аккуратно покрасили и сделали надписи о направлении движения.

Первыми общепринятыми дорожными знаками стали знаки, разработанные в 1909 году Парижской международной Конвенцией. По сравнению с многообразием сегодняшних обозначений в начале XX века их было всего четыре, сообщающих о неровной дороге, опасном повороте, пересечении равнозначных дорог и переезде со шлагбаумом.

Устанавливались они за 250 м до опасного участка, хотя наши соотечественники долгое время не обращали на них никакого внимания.

Только к 1926 году, когда возникла потребность еще в двух знаках, обозначающих обязательную остановку и неохраняемый железнодорожный переезд, были разработаны специальные ТУ на знаки. Кстати, обозначение пешеходного перехода в виде идущего человечка было придумано именно в СССР.

В 1931 году теперь уже Женевская конференция согласовала единую европейскую систему, знаки которой были основаны на символах. Все 26 знаков были разбиты по трем основным направления: предупреждающим, предписывающим и указывающим.

По состоянию на 2017 год в России используются примерно 2,5 сотни разнообразных дорожных знаков, регулирующих абсолютно все дорожные ситуации. Только обозначение неровной дороги пару раз то исчезало из списка, то снова появлялось. Видимо, в какой-то момент все российские дороги стали ровными или же, наоборот, их состояние было настолько плачевно, что и без знака это было очевидно.

Декретом от 1920 года о движении по Москве и ее окрестностям вождь пролетариата ввел ограничения по скоростному режиму. Согласно ему, легковой транспорт мог передвигаться со скоростью 25 верст в час (26,67 км/ч, грузовой – 15 верст в час (16 км/ч, а в ночное время все автомобили не должны превышать режим в 10 верст в час (10,67 км/ч).

В 1980 году с появлением большего количества транспорта, увеличением скоростей и ритма жизни режим передвижения изменили на 60 км/ч по городу для всех видов транспорта. Вне населенных пунктов грузовикам допускался разгон до 70 км/ч, а легковушкам – до 90 км/ч.

За почти 40 лет эти правила практически не претерпели изменений: по городам скорость осталась прежней, а вот за их пределами немного изменилась. Транспорту, чья масса не превышает 3,5 т допустимо двигаться со скоростью в 110 км/ч, с большей массой – 90 км/ч.

В книгах Гиляровского можно прочесть о том, как пешеходы и повозки спешно разбегались с дороги, когда слышали особый звон колокольчиков. Таковыми были спецсигналы в дореволюционной России, устанавливаемые на пожарных и полицейских машинах, фельдъегерских тройках. А вот императорский автомобиль, на удивление, никаких знаков отличий не имел. Некоторые же министерские машины имели таблички синего цвета формата А4 с изображением короны – этакий своеобразный аналог спецномеров.

После революции колокола заменили пресловутой «крякалкой», выглядевшей как современная трубка с резинкой в руках футбольных болельщиков. У городских служб звук сигнала был одинаковым, а вот представителям власти полагался отличный тон.

Зато в период «оттепели» разве что самый ленивый чиновник не имел «люстры» на своем автомобиле. В нарушение правил и самой конструкции автомобиля государственный транспорт оснащался фарами белого или желтого цвета, рамками вокруг номеров, разноцветными пропусками на лобовом стекле и, безусловно, сиренами.

Однажды проведенная сотрудниками милиции проверка выявила порядка 120 автомобилей со спецсигналами, большая часть которых не имела на то разрешения. Чиновники были наказаны за самоуправство, а МВД выдало постановление о запрете каких-либо дополнительных аксессуаров, не предусмотренных базовой комплектацией.

Спецслужбы же помимо отличительных знаков еще и разработали собственную систему распознавания — например, подъезжая к милицейскому посту, «подмигнуть» блюстителям порядка лишь одной фарой. Этого оказывалось достаточно для беспрепятственного передвижения. Простого смертного за подобные действия наказали бы чрезвычайно сурово.

Кстати, до 1987 в Союзе существовал уникальный зеленый цвет милицейской мигалки - его использовала замыкающая колонну служебная машина.

Сейчас распространены следующие проблесковые маячки:

• синий — для экстренных служб;

• красный — как дополнительный к синему для служебных машин ГИБДД, ФСО, ФСБ и ВАИ;

• желтый или оранжевый — для коммунальных служб и небольших автопогрузчиков;

• насыщенный белый — для инкассаторов

Статья № 22 современных ПДД начала приобретать свои очертания в те же стародавние времена. Когда большие города заполонили частные извозчики – прототип нынешних таксистов, их деятельность решили упорядочить.

Так, для занятия извозом необходимо было сначала получить соответствующую лицензию. Для этого заявитель должен был иметь опрятный внешний вид свой и своего транспортного средства – лошади, знать и соблюдать правила движения, не мешать другим повозкам, останавливаясь посередине дороги, а также не брать в руки вожжи в нетрезвом виде.

Первый свод русских ПДД сейчас можно читать как сборник анекдотов. Так, перед едущим автомобилем должен был бежать мальчик. Он выступал своеобразным глашатаем, предупреждающим о приближении страшного экипажа, чтобы приличные граждане и гражданки не пугались этого шумного чудовища.

Если в непосредственной близости от движущегося автомобиля находилась лошадь, водитель обязан был снизить скорость или вовсе остановиться, чтобы не вызвать панику животного.

То же относилось и к машинистам поездов, которым не позволялось выпускать свистящий пар в присутствии лошадей. Надо признать, что эти благородные животные в те времена имели больше прав, чем пешеходы.

Полюбивший русскими автовладельцами термин «шофер» имеет французские корни. Первый самодвижущийся транспорт Франции был сконструирован с целью перевозки пушек и прочих орудий. Этот агрегат, более похожий на трехколесную телегу, двигался за счет работы парового котла. Чтобы не прекращать движения, его постоянно нужно было держать в разгоряченном состоянии. Для этого во время остановки транспорта под ним разводили костер, чтобы добиться нужного прогрева воды и получения пара. Водителей данного изобретения называли кочегаром, что по-французски звучит, как «шофер».

Вышеописанная сирена была самым первым специальным сигналом, появившимся задолго до проблесковых маяков, рамок вокруг номеров и прочей атрибутики. Технический термин взят из романтических древнегреческих эпосов про сладкоголосых сирен, губивших моряков.

Движение в России могло бы стать левосторонним, если бы русские воины не отстояли страну перед натиском Наполеона. Привычное правостороннее перемещение сложилось на нашей родине как-то само собой, потому что так было удобно. А во многих европейских странах путники передвигались тщательно вооруженными, а так как правая рука должна была мгновенно выхватить меч, разумнее было идти по левой стороне дороги. Поэтому в каждой захваченной стране победоносный император сразу менял правила дорожного движения. И только русских людей не удалось сломить ни французам, ни дальневосточным японским иномаркам.

Автомобиль с первых дней своего появления на дорогах обязательно регистрировался, получал номерные знаки и проходил осмотр специальной комиссией. Все незарегистрированные транспортные средства в течение 24 часов арестовывались и помещались в гаражи Транспортного Отдела.

Водители номера презрительно именовали «жестянками» за то, что выдавались они всего на год после ежегодной оплаты транспортного налога. Причем каждые последующие номера были совершенно отличные, старые же хозяин оставлял себе на сувенир. Декрет об автодвижении не допускал наличие «самописных» номеров, только официальные, печатные. Крепились оба знака не ниже аршина от земли и должны были содержаться в чистоте, чтобы их можно было опознать.

Современные номерные знаки в своем составе имеют только такой набор букв, которые присутствуют и в латинском алфавите, и в русском, например, К, О, У, Т.

Машина должна была иметь глушитель, отсутствие такого или любая неисправность выхлопной системы каралась штрафом. Оставлять транспорт без присмотра или передавать его другим лицам также запрещалось.

А вот одно из требований к водителям не мешало бы воскресить и снова ввести в ПДД — водители должны быть опрятными, вежливыми и дисциплинированными.

Эти сведения помогут вам ответить на многочисленные вопросы наших детей.

А сейчас внимание! Телемост! (на экране появляется: первая видеозапись с изображением светофора, вторая с вопросами детей).

Светофор: Здравствуйте, уважаемые. Я ходил во многие детские сады, разговаривая с детьми. Узнал, что многие обо мне знают не так уж и много. Дети задают очень много вопросов, надеюсь, что вы быстро и правильно поможете ребятам на них ответить.

Вопросы детей:

- Что такое светофор и зачем он нужен?

- В других странах светофор таких же цветов?

- Что значит нерегулируемый перекрёсток?

- Почему у некоторых светофоров два глаза, а других три.

- Есть ли светофор для велосипедов.

- Почему одни светофоры издают сигналы, а другие нет.

- Почему на некоторых светофорах нарисованы стрелки, а на других нет.

- Бывают ситуации, когда не нужно слушать светофор?

Ведущий:

Молодцы, вы правильно справились с непростым заданием.

А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд:

По горизонтали:

2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (2 Пешеход)

3. Техническое средство со световыми сигналами, регулирующее дорожное движение. (3 Светофор).

5. Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека. (5 Велосипед).

6. Полоса земли, обустроенная для движения транспортных средств.

(6 Дорога).

8. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. (8 Тротуар).

9. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. (9 Водитель).

По вертикали:

1. Важнейшее условие пребывания человека на дороге. (1 Безопасность).

4. Одно из необходимых средств дорожного сервиса. (4 Телефон).

7. Предупреждающий знак вблизи детского учреждения. (7 Дети).

Ведущий:

Что появилось раньше: правила дорожного движения или транспорт? (Правила дорожного движения)

Где появились первые дорожные знаки? (В Древнем Риме)

Где появился первый светофор? (В Лондоне)

Как в простонародье называют рулевое колесо автомобиля? (Баранка)

Кто написал первые российские правила дорожного движения? (Иван 111)

Верите ли вы, что уже изобрели автомобили, которые могут перешагивать через канавы и трещины в дороге? (нет)

Имя какого гонщика «Формулы 1» уже стало нарицательным? (Михаэль Шумахер)

Верите ли вы, что в Москве установлен памятник начинающему водителю в виде чайника? (да)

В каком итальянском городе нет автомобилей? (В Венеции, там гондолы и катера)

Какие спецсигналы устанавливали в дореволюционной России? (Колокольчики)

Предлагаю участникам «Сказочные ситуации»:

1. Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.

Какие ошибки допустил Вини-Пух?

(детям до 14 лет выезжать на дорогу запрещено, детворе ездить можно во дворе).

2. Из автобуса вышли 6 зайцев. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, один остался на остановке. Сколько зайцев поступили правильно согласно Правилам дорожного движения? (один) надо подождать пока автобус отъедет от остановки, и только тогда переходить дорогу).

3. Ехал волк к лисе по левой стороне. Его остановил дорожный инспектор и велел заплатить штраф. Какое правило нарушил волк? (транспортным средствам разрешается ехать, придерживаясь правой стороны.)

Ведущий:

Уважаемые родители!

Подошло к концу время нашего общения. Мы закрепили наши знания по ПДД с помощью весёлой, занимательной деловой игры.

Друзья, вокруг столько возможностей, узнать Правила дорожного движения интересно, и познавательно. Если мы умело будем пользоваться своими знаниями - Я надеюсь, что станем надежными учителями в воспитании культурных пешеходов-дошкольников.

Соблюдайте правила движения и помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости.

Рефлексия:

Уважаемые родители! У Вас на столах лежат флажки: красный, зеленый, желтый.

Если было все понятно и интересно - поднимите зеленый флажок.

Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтый флажок.

Если не понятно и не интересно – поднимите красный флажок.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении Недели безопасности дорожного движения «Правила движения для всех без исключения» в средней группеФотоотчет о проведении Недели безопасности дорожного движения «Правила движения для всех без исключения» в средней группе Цель: - формировать у детей основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения. Задачи: - закрепить и расширить знания.

Фотоотчёт о выставке творческих работ детей и родителей «Правила дорожного движения»Фотоотчёт о выставке творческих работ детей и родителей «Правила дорожного движения» .

Конспект занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Правила дорожного движения»Конспект занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Правила дорожного движения» Задача : - дрессировать ребят верно именовать составляющие дороги; -познакомить с правилом перемещения по обочине дороги; -закреплять познания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов и родителей «Правила дорожного движения»
Опубликовано: 20 октября 2024 в 15:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов и родителей «Правила дорожного движения»» (включая файлы) размещена пользователем Лана Жерновая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД