татьяна кудинова
Мастер-класс «Пословица — всем делам помощница». Педсовет в форме педагогической мастерской
▼ Скачать + Заказать документы
(для воспитателей)
Разработала и провела:
воспитатель Кудинова Татьяна Ивановна
Цель мастер-класса : освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.
Форма проведения : педагогическая мастерская.
Я предлагаю определить следующие цели нашей совместной деятельности.
Цели занятия:
Публикация «Мастер-класс „Пословица — всем делам помощница“, Педсовет в форме педагогической мастерской» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пословицы и поговорки для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
2. Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интересу к устному народному творчеству.
3. Построение модели непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении дошкольников с устным народным творчеством.
Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игры участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, его разновидностями, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.
План проведения мастер класса.
Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:
1. Представление технологии.
2. Проведение имитационной игры.
3. Совместное моделирование.
4. Рефлексия.
Представление технологии:
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
. Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания человека является устное народное творчество. Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению: «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.
Я знакомлю детей с устным народным творчеством во всех интегрируемых областях.
Сегодня я хочу познакомить вас с одной из форм ознакомления детей с устным народным творчеством. Приглашаю вас на игру «Умники и умницы»
2. Проведение имитационной игры.
Уважаемые коллеги, я прошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.
Приглашаю вас на игру «Умники и умницы», за каждый правильный ответ будет даваться фишка. Кто наберёт большее количество фишек-победитель.
Наше занятие посвящено устному народному творчеству. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.) Что относится к нему? (Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, былины.)
Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного народного творчества – о пословицах и поговорках. (Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.)
А теперь послушайте стихотворение :
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей :
Давайте вспомним их, друзья.
Задание первое
Сейчас я прочитаю стихотворение, а
ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки.
Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
Сколько пословиц вы насчитали? (10) Назовите те, которые вы запомнили. Объясните значение одной из пословиц.
Задание второе
Объясните значение этих пословиц.
1 задание
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Задание 2-: Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Задание третье
В этом кроссворде зашифрована пословица.
Но для того, чтобы прочитать ее, надо отгадать
слова, из которых она состоит.
1. Назовите длиннохвостую мышеловку. (Кошка)
2. Назовите один из предметов детских развлечений (Игрушка)
3 .Маленькая серая плутовка (Мышка)
4. Следы печали на лице (Слезы)
Составьте из этих слов пословицу.
Задание четвёртое
А теперь следующий конкурс. Назовите как можно больше пословиц и поговорок, которые вы знаете.
Задание пятое
Мы подошли к последнему заданию.
Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.
Примеры пословиц и поговорок :
1. Семеро одного не ждут.
2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3. У семи нянек дитя без глазу.
4. Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.
-Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культура
русского народа жива, что мудрые изречения наших
предков не забыты, они дошли до наших времен, и
благодаря им русский язык стал более выразительным
и образным. А свое отношение к пословицам люди выражали в
них самих :
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица - всем делам помощница.
Пословица недаром молвится
Подводятся итоги.
Физкультминутка.
В конце подсчитываем, кто набрал большее количество фишек.
3. Совместное Моделирование
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы технологии ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством. Каким образом вы можете использовать данный опыт в своей работе. В течение 2 минут разработайте собственную модель на тему «Привитие трудовых навыков посредством пословиц и поговорок» Группа находится на этапе моделирования ситуации.
4. Рефлексия.
Уважаемые слушатели! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем…
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!