Светлана Рудина
Мастер-класс по нормотворчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте. Перед тем как мы начнём мастер-класс, я вам предлагаю поздороваться друг с другом с помощью знаков-жестов. Молодцы.
Работая в детском саду и наблюдая за детьми: их общением друг с другом, отношениями. Я пришла к выводу, что многих конфликтных ситуаций в любых видах деятельности можно было бы избежать, если бы изначально в группе существовала определённая база правил, которая распространялась на различные виды деятельности ребёнка. Поэтому меня заинтересовала необычная тема: “Использование нормотворчества для выстраивания взаимодействия в игре, на занятиях, в быту”. А именно введение определённых норм, правил через творческую деятельность детей.
Публикация «Мастер-класс по нормотворчеству» размещена в разделах
Знакомство ребят с темой нормотворчества я начала в средней группе с того, что рассказала им о существовании в нашей жизни определённых правил, а так же о том, что некоторые правила для удобства обозначают в виде “знаков” правил.
Вспомните, пожалуйста, где в жизни мы встречаемся со “знаками” правилами? (в общественных местах, на дорогах, на улице, на одежде)
Итак, что же такое нормотворчество? Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен чётко понимать необходимость той или иной нормы.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы — нормотворческие.
Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты дошкольников характеризуются столкновениями детских инициатив, при котором каждый ребёнок настаивает на своём варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берёт на себя ответственность за соблюдения правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.
В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы. На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые в жизни группы могут встретиться всего несколько раз — такие правила будет невозможно удержать в сознании детей.
На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть, либо приводят пример с помощью короткого рассказа. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могу рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря её проживанию в воображаемом плане.
На четвёртом этапе педагог просит детей встать в круг и поочереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создаётся обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
На пятом этапе педагог предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребёнок высказывает своё мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из положений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребёнка предоставлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный “знак” правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этап связан с выполнением “знака” правила и выставление его на видное место.
В некоторых ситуациях можно объединить между собой с 3 по 6 этап, разделив лист бумаги на две части линией и попросить с левой стороны нарисовать сложившуюся ситуацию, а с правой нарисовать правильные действия в данной ситуации. И затем, встав в круг обсудить нарисованное вместе с детьми.
А сейчас я вам хочу предложить оказаться на месте детей на занятии по нормотворчеству. Послушайте, пожалуйста, вот такую ситуацию. “День у Марии Ивановны как-то не задался с самого утра. Сначала неприятности в семье, по дороге на работу в автобусе накричал кондуктор, в группе Алёша разбил любимую вазу, а Света сломала дорогую игрушку. А тут ещё забегает взъерошенный воспитатель из соседней группы и с порога начинает кричать, что вчера Мария Ивановна брала вечером ключ от музыкального зала и не положила его на место. В итоге, между сотрудницами произошёл конфликт, появилась обида, ну а день у Марии Ивановны был испорчен окончательно”.
И сейчас я вам предлагаю, дорогие коллеги, придумать “знак” правило на сложившуюся конфликтную ситуацию между сотрудницами. А именно, как нужно было вести себя Марии Ивановне в данной ситуации. Для этого возьмите листочки, они разделены пополам линией, и с левой стороны схематично изобразите услышанную ситуацию. Теперь встаньте, пожалуйста, в круг и расскажите, что вы нарисовали. Скажите, что чувствовала Мария Ивановна в то утро, что чувствовали обе женщины во время конфликта. Давайте подумаем, как должна была поступить Мария Ивановна, когда услышала недовольство со стороны сотрудницы. Зарисуйте теперь это схематично. Давайте снова встанем в круг и вы объясните, что нарисовали. А сейчас давайте попробуем на основе зарисовок (рисунков) придумать “знаки” правила для этой ситуации.
Вот что у нас получилось. Теперь нам остаётся выбрать наиболее удавшиеся “знаки” правила, нарисовать их красиво на карточках и положить на видное место (в данном случае на стол под стекло).
Используя такой же алгоритм в группе были придуманы “знаки” правила для различных видов деятельности. Они предоставлены на слайдах (происходит показ слайдов).
Таким образом, использование “знаков” правил в группе позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога.
А сейчас, я вам хочу предложить подарить друг другу невербальный подарок на прощание, используя “знаки” правила как надо дарить подарки.