Быстрицкая Анна
Мастер-класс по арт-терапии «Удивительный день»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: педагоги ДОУ, дети старших и подготовительных групп.
Цель мастер-класса: теоретические и практическое ознакомление педагогов с такими инновационными методами работы в ДОУ как нарративный подход и арт-терапия, а также помочь воспитанникам, принимающим участие в интерактиве, выразить, прожить и исследовать различные чувства и эмоции посредством таких арт-терапевтических приемов, как песочная, водная и звуковая терапия.
Программа мероприятия:
- Информационная часть: инновационные формы работы в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС.
Публикация «Мастер-класс по арт-терапии „Удивительный день“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2020
- Практическая часть: интерактив с детьми – использование нарративного подхода с применением различных видов арт-терапии.
- Заключительная часть: подведение итогов, обсуждение, отзывы, обмен опытом, сюрпризный момент для гостей мероприятия.
Подготовка: мастер-класс проходит в музыкальном зале детского сада, разделенном на три зоны («мира») с помощью декораций (тканевые занавесы, тематическое антуражное оформление каждой зоны, соответствующее характеру каждого «мира»). Каждая зона оснащена оборудованием, необходимым для поведения соответствующего этапа мастер-класса (световые планшеты, юнгианская песочница, музыкальные инструменты). Музыкальное сопровождение осуществляется за счет «живого» звука – в мероприятие принимает участие ансамбль этнографической музыки «Длина дыхания».
Детский этап мастер-класса начинается и заканчивается в отдельном помещении («Волшебная комната»). Происходящее в ней транслируется в режиме реального времени на большой экран, установленный в музыкальном зале, с помощью вэб-камеры.
Информационная часть
- Мы рады приветствовать Вас на нашем мастер-классе! Педагоги Анна Георгиевна, Дарья Евгеньевна,
- и Ольга Николаевна.
- В 2005 году Всемирный Банк сделал заявление, что дошкольный период – самый выгодный объект инвестирования.
- А какие вложения можно делать в детей?
- Практика показала, что лучшее вложение, которое может сделать государство – это образование детей. На сегодняшний день в Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на получение бесплатного образования всех ступеней. Раньше оно начиналось с начальной школы и лишь с недавних пор речь о дошкольном образовании идет, как о первой ступени образования. А технологии дошкольного образования отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте.
- Все мы имеем теоретическое представление о Стандарте, а как это работает в жизни?
- Если раньше было влияние педагога на ребенка, то сейчас взаимодействие по схеме: ребенок – взрослый – сверстники; методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-методического уровня на игровой; это дало возможность применять инновационные методы.
- А что за инновационные методы?
- Один из методов – нарративный подход.
- Что это?
- Нарратив переводится как история. Подход современный, разработан в Университете Финляндии, но, как говорится, новое – хорошо забытое старое. Разработки финских ученых основаны на работах выдающегося советского психолога Л. С. Выготского. А это начало XX века.
Нарративное обучение опирается на развитые формы игры и творческую драматизацию. Дети – это участники и соавторы процесса собственного развития.
- Ведь дети и так играют, и много?
- К сожалению, умение играть не заложено в биологическую природу человека, а является результатом научения. Сегодня игры с правилами все больше вытесняют воображаемую игру.
А ведь еще Инштейн говорил, что воображение более важно, чем знания.
- С нарративом понятно, а что еще можете предложить?
- Еще один инновационный метод – это арт-терапия. Арт – искусство. Терапия – лечение. Лечение искусством. Это направление в психотерапии, коррекции и диагностики, основанное на искусстве и творчестве.
- А какое лечение нужно детям в саду, если они поступают со справками «здоров»?
- Да, но знакомы ли вам такие понятия как: сниженное настроение, страхи, повышенная тревожность, импульсивность, низкая самооценка, чувство одиночества, стресс?
- Да.
- Все это не диагнозы, но они вызывают психо-эмоциональное напряжение. А выражение себя через искусство – безболезненный способ проявления чувств. Арт-терапия – безопасный метод снятия напряжения, не имеющий ни ограничений, ни противопоказания, и, что важно, работы в нем не оцениваются и не сравниваются.
- А как это применить в работе с детьми?
- Сочинение сказок, рисование, пение, танцы, работа с песком, водой, звуком.
- Подводим итог: цель нарратива и арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
- Народ у нас серьезный! А ведь зря мы так…
Многим известна структура человеческой личности, как ее видел Эрик Берн. По Берну, личность можно представить в виде 3-х инстанций – Дитя, Родитель, Взрослый. Все эти три личности в целом и есть – мы все, т. е. Я – конкретный человек. Только говорят они на разные голоса, любят разные вещи и не всегда умеют договариваться друг с другом. А как раз умение договариваться между таки разными Ребенком, Родителем, Взрослым внутри нас – это и есть путь к психическому здоровью, гармонии личности.
Родитель говорит голосом воспитателя, поучает, не пускает, он боится, что мы простудимся, объедимся сладким. Он любит маскироваться и прятаться, как Машенька в коробе у Медведя («Высоко сижу, далеко гляжу»).
Ребенок – как считают психологи, самое лучшее, что в нас есть. Он принимает спонтанные решения (но, почему-то, верные). Ребенок не боится жить, потому что доверяет Миру. Дитя – это часть в нас, которую мир легко несет на своих руках; а еще Дитя, и только Дитя способно к творчеству. Это гений, он обладает талантами, не прячется, не маскируется. Но его вынудили сделать это. Ему запретили играть, баловаться и познавать мир. Ему объяснили, что сказка – вздор, что так не одеваются. И так появился… Взрослый.
Взрослый – это часть нас, которая обладает знаниями, умениями, навыками, отображенными в дипломе, выданном государством. Взрослый – умеет, Дитя – хочет, Родитель надзирает и наказывает.
Цель любой психотерапии – найти наше Дитя, отогреть, спасти его и прислушаться к его наивным словам. Арт-терапия – лучший способ помириться со своим внутренним ребенком. Но здесь нужен индивидуальный подход.
Арт-терапия предлагает человеку рисовать, лепить. Но не у всех развиты эти навыки. С танцем еще больше трудностей. Психологи вывели, что рисование, лепка и танцы – это «идеальное» пространство, где может разгуляться наш… Родитель. Он за нас волнуется – у других детей получается, а у тебя нет! Ты не с той ноги пошел! Смотри, как криво нарисовал!
ВСЕ! Никакой арт-терапии! Совсем не то – песочная терапия. Игра с песком возвращает нас в то безусловно счастливое детство, когда мы играли в песочнице и никто не следил придирчиво за нашими успехами в ней. Слишком уж это не серьезно!
И вот мы в своей»песочнице» - царь и бог, никаких комплексов, Ваши руки испытывают приятные ощущения, в них просыпается песок, в них просыпается ПАМЯТЬ ТВОРЦА МИРОВ.
Еще одна важная субстанция – вода. Работа с влажным песком или непосредственно с водой оказывает необычайно целительный эффект. Построенный город в песочнице, или волнующиеся море исчезают в конце занятия, а полученный эффект превосходит все ожидания: Ребенок проснулся, родитель замолчал, Взрослый начал разбираться со своими проблемами.
Человеку трудно подобрать слова, чтобы выразить себя напрямую. То, что ускользает от сознательного восприятия, фиксируется в свободной и раскованной детской игре. Говоря языком психотерапии: «Травма, выплескиваясь наружу, перестает быть травмой». Она погибает под лучами дневного света.
Практическая часть
(интерактив с участием детей)
(Комментируется транслируемый на экран видеоряд из соседнего помещения, в котором начинается детский этап мастер-класса.)
- Итак, начинается наша история-нарратив. Главные действующие лица – дети старшего дошкольного возраста из нашего сада. Они из разных групп и взаимодействуют командой впервые.
(Пятерых детей, без какой-либо предварительной подготовки, музыкальный руководитель детского сада собирает в «Волшебной комнате» с предложением поиграть.)
В «Волшебной комнате» Хранитель Мира (в исполнении приглашенного музыканта) знакомит детей с талисманами разных миров: песочные часы – талисман Мира песка, бутылочка с «Живой водой» - символ Мира воды, и колокольчик – артефакт Мира звука.
В этот момент врывается Ураган (костюмированный персонаж в исполнении сотрудницы детского сада, и прочитав стихи:
Буря-ураган идет -
Мир из мира украдет!
Разметет песок и воду,
Тишина грозит народу!
похищает шкатулку с талисманами. Это дает возможность детям предложить Хранителю помощь, включившись, таким образом, в игру.
(Хранитель обсуждает с детьми ситуацию с позиции «Что делать?»; детьми самостоятельно принимается решение совершить путешествие по мирам с целью заново собрать украденные талисманы.)
Для оценки психо-эмоционального состояния детей до и после участия в нашем проекте мы используем проективную методику «Ассоциативные карточки». Каждому ребенку предлагается выбрать себе карточку, которая служит «пропусками» в волшебные миры.
(Дети, выбрав карточки, в сопровождении Хранителя выходят из «Волшебной комнаты».)
Путешествие начинается…
(Ведущая заканчивает комментировать прямую трансляцию из соседнего помещения и идет к входу в музыкальный зал – встречать детей. На этом заканчивается вводная часть для взрослых участников мастер-класса, начинается, непосредственно, практическая часть.)
Сдав ведущей карточки-пропуски дети проходят в зал в сопровождении «живой» музыки и попадают в первый мир. На этом Хранитель покидает группу «вынужденный вернуться в собственный мир».
х встречает хозяйка Мира песка – Песчаная Дюна (педагог изо).
Она беседует с ним о своем мире, о причиненном Урагане беспорядке, провоцируя детей предложить помощь в наведении порядка, о целях их визита и предлагает дать им талисман, если они справятся с испытаниями. После чего детям и взрослым предлагается занять мета у цветовых планшетов и начинается блок «Песочная терапия». Под музыку, исполняемую приглашенными музыкантами, дети и взрослые выполняют под руководством педагога три упражнения по рисованию песком с использованием природных и декоративных материалов. Рисунки выполняются при включенной подсветке планшетов и приглушенном свете. Техника выполнения рисунков педагогом транслируется в режиме реального времени на большой экран с помощью веб-камеры.
После успешного выполнения заданий дети получают от Песчаной Дюны талисман Мира песка – песочные часы.
- В пути происходят разные истории. Вот одна из них.
Педагогами разыгрывается притча неизвестного автора:
«Маленькая девочка берет одну из морских звезд, выброшенных на берег, и кидает ее обратно в море.
- Это ничего не меняет. Их здесь тысячи», - говорит ей прохожий.
Девочка смотрит на звезду, которую держит в руках, и отвечает:
- Это меняет все для нее одной.»
Дети и хозяйка Мира песка обсуждают смысл показанной притчи. Затем Песчаная Дюна прощается с детьми и провожает их в Мир воды.
Открывается занавес, отделяющий следующую зону зала и дети попадают в Мир песка, где их встречает Морская Волна (педагог-психолог) – хозяйка Мира воды.
Она узнает у детей о причине их визита и объясняет, что Ураган побывал и в ее мире, разрушил его и пока Мир воды не будет восстановлен, она не сможет дать им талисман. Дети предлагают свою помощь, Морская Волна приглашает их подойти к юнгианской песочнице, наполненной водой. Начинается блок «Водная терапия».
Он так же состоит из трех заданий: создание на дне бассейна лабиринта из природных материалов; население этого лабиринта персонажами из набора юнгианских игрушек; дыхательная гимнастика (дети с разной силой и частотой дуют на воду, вызывая колебания воды). Дыхательная гимнастика проходит в сопровождении «живой» музыки, последнее упражнения гимнастики детей просят выполнить с закрытыми глазами. В этот момент в бассейн выпускается живая золотая рыбка, символизирующая оживление созданного детьми водного мира. Детям дается некоторое время полюбоваться рыбкой, после чего хозяйка Мира воды отдает талисман – бутылочку живой воды, и провожает группу в следующий мир.
За занавесом, отделяющим третью зону, дети оказываются в Мире звука. Здесь их встречает житель этого мира (один из приглашенных музыкантов) и, узнав о цели их путешествия, показывает спящего в кресле Хозяина звуков (музыкант, которого усыпил Ураган. Выясняется, что команда не сможет получить талисман, пока он не проснется. Начинается блок «Звукотерапия».
Детей знакомят с музыкальными инструментами народов мира. Проводится упражнения по экспериментированию со звуком, обучению игры на некоторых инструментах. После безуспешной попытки разбудить Хозяина звуков игрой на музыкальных инструментах, ребята решают использовать живую воду. Проснувшийся Хозяин звуков предлагает детям выбрать себе по музыкальному инструменту и вместе с ним сыграть мелодию. При поддержке музыкантов получается полноценная музыкальная композиция, которую воодушевленные дети сопровождали танцевальными движениями, не прекращая игры на инструментах.
Благодарный за спасение своего мира Хранитель Звуков отдает детям последний талисман.
Появляется Хранитель Мира. Дети возвращают ему шкатулку с артефактами.
- Спасибо вам за то, что вы смогли собрать все талисманы и восстановить разрушенную Ураганом гармонию! За это я подарю вам подарки (детям вручаются сувениры – мыльные пузыри в подарочной упаковке) и провожу вас назад в ваш мир. Вам снова придется выбрать себе пропуски для путешествия между мирами.
Дети выбирают карточки, прощаются с обитателями Мира звука. На выходе из музыкального зала ведущая собирает у них карточки, а Хранитель Мира провожает детей в «Волшебную комнату», где они вместе с музыкальным руководителем пьют чай и делятся впечатлениями от игры.
Заключительная часть
- Путешествие закончилось. Для того, что бы наглядно показать вам эффективность использования нарратива и арт-терапии в работе с детьми мы использовали проективную методику «Ассоциативные карточки». Понять, как повлияло на психо-эмоциональное состояние детей участие в нашем мастер-классе нам поможет качественный анализ выбранных ими карточек.
- Суть проективной методики – отражение психо-эмоционального состояния человека в текущий момент времени посредством предпочитаемой им цветовой гаммы и смыслового содержания изображения карточки. Давайте рассмотрим карточки, которые дети выбирали в начале ив конце путешествия. Оба раза им предлагались наборы из 15 карточек совершенно разного цветового и смыслового содержания.
По набору стартовых карточек мы видим, что дети находились в состоянии тревожности, неуверенности, смущения – выбранные ими карточки содержат рисунки с нейтральными или тревожными, есть даже с жутковатыми сюжетами. Среди нет ярких картинок, краски темные, много серого и синего.
А вот итоговый набор. Видите какие радикальные перемены в сделанном детьми выборе? Яркие цвета, теплые оттенки, позитивные, шуточные и полные нежности сюжеты. Настроение детей явно улучшилось. Результатом проведенного интерактива стала положительная динамика психо-эмоционального состояния всех членов референтной группы.
- Мы выбрали виды арт-терапии с использованием песка, воды и звуков, потому что они оптимальны и доступны для проведения занятий в дошкольных учреждениях.
Если наш опыт вам пригодится, значит все было не зря.
Сегодня удивительный день, он подарил всем нам новый опыт, открытия. Мы предлагаем вам сделать еще одно. Приглашаем всех в центр зала, нас ждут наши гости – музыканты ансамбля этнографической музыки «Длина дыхания» под руководством Августина Гришина.
Музыкальный интерактив с гостями под руководством музыкантов: обучение игре на музыкальных инструментах, совместное исполнение музыкальной композиции, исполнение песни «Сегодня самый удивительный день». Вручение памятных подарков гостям.
Финальное обсуждение – гости делятся впечатлениями о прошедшем мастер-классе.